Отношения Японии со странами Восточной Азии обсудили эксперты на площадке ИДВ РАН

На Круглом столе были рассмотрены вопросы, касающиеся политических и экономических аспектов взаимодействия Японии со странами Восточной Азии.

Отношения Японии со странами Восточной Азии обсудили эксперты на площадке ИДВ РАН
© Большая Азия

Кирилл Бабаев, руководитель Института Дальнего Востока, открывая круглый стол подчеркнул важность рассматриваемых вопросов, и высказал предположение о том, что именно Япония может стать ключевой фигурой в урегулировании нарастающей напряженности в АТР, и в этой связи российско-японские отношения могут сыграть важную роль. Также он выразил надежду, что Институт Дальнего Востока РАН может стать лидером в анализе актуальной повестки отношений Японии с Россией и странами Восточной Азии, и помогать руководству нашей страны выстраивать отношения с Японией.

Два доклада Святослава Полхова, к.и.н., с.н.с. Института востоковедения РАН и Дмитрия Стрельцова, д.и.н., зав. Кафедрой востоковедения МГИМО МИД РФ, в.н.с. Центра японских исследований ИДВ РАН были посвящены отношениям России и Японии после прихода к власти нового премьер-министра Японии Фумио Кисиды в октябре текущего года по вопросам Южнокурильских островов. В них, в частности, были рассмотрены состояние и перспективы этих отношений, а также территориальный спор между двумя странами, связанный с претензиями Токио на четыре южнокурильских острова.

Модератор Круглого стола, Валерий Кистанов, д. и. н., руководитель Центра японских исследований ИДВ РАН в своем докладе отметил, что Токио стремится занять лидирующие позиции как во Всеобъемлющем и прогрессивном соглашении о Транстихоокеанском партнерстве (ВПТТП, ранее ТТП), так и во Всеобъемлющем региональном экономическом партнерстве (ВРЭП), т.к. оба этих партнёрства в перспективе могут в корне изменить торгово-экономический ландшафт не только в Азии, но и в мире в целом, создав гигантский торгово-экономический блок, сравнимый по своим параметрам с ЕС или НАФТА. Япония, как вторая экономика Азии и третья экономика мира, намерена максимально эффективно использовать лидерство в обоих этих партнёрствах для решения своих экономических проблем, а также укрепления экономических и политических позиций как на региональном, так и на глобальном уровнях.

Юлия Крячкина, старший эксперт Российского института стратегических исследований, с.н.с. Центра японских исследований ИДВ РАН рассмотрела роль Японии в конфликте в Тайваньском проливе. В сформированной новым премьер-министром Японии Фумио Кисидой политической команде работает целый ряд неоднозначных фигур, известных как протайваньских политиков. В феврале 2021 г. в рамках Либерально-демократической партии (ЛДП) были созданы проектная группа по Тайваню, которая начала поиск приемлемых юридических форм для развития взаимодействия сторон, например, переговорного механизма между Токио и Тайбэем в формате «2+2». Совместно с группой по правам человека группа по Тайваню выдвинула предложение о разработке и принятии японской версии Закона об отношениях с Тайванем. Сильное влияние на развитие японской политики на тайваньском направлении оказывает и курс Вашингтона, учитывая союзнические отношения Токио с США.

Так, Тайвань, видимо по настоянию США, впервые за 50 лет был упомянут в совместном японо-американском документе, подписанном предыдущим премьер-министром Японии Есихидэ Сугой и президентом Дж.Байденом в апреле 2021 года, – подтверждает PhD, с.н.с. ИНИОН РАН, с.н.с. Центра японских исследований ИДВ РАН, Дмитрий Филиппов. Его доклад посвящен совместным мероприятиям Японии и США в области безопасности – договорённости о постоянном пребывании представителя японских Воздушных сил самообороны в штабе американского Космического командования и приобретением Японией американских систем ПРО «Иджис Эшор», которые было решено установить на новые японские эсминцы, хотя, как стало известно в середине 2021 г., это будет сопряжено как с бóльшими финансовыми затратами, так и с ограниченной функциональностью комплексов.

Вопросы космической безопасности Японии рассматривает в своём докладе Александр Шаповалов, студент 1 курса магистратуры МГУ им. М.В. Ломоносова. Усилия Токио сфокусированы на сотрудничестве со странами-партнерами в сферах развития систем связи, сбора данных, позиционирования, наращивание спутниковых группировок, обеспечение устойчивости широкополосных сетей, что расширяет возможности Японии по управлению стихийными бедствиями, совершенствованию собственного научно-исследовательского потенциала, формированию военно-технологических блоков с сопредельными странами. В качестве примера сотрудничества докладчик приводит космическую политику Японии в рамках инициативы «свободный и открытый Индо-Тихоокеанский регион» (FOIP).

Сложности Японии во взаимоотношениях с Республикой Корея вызваны непрекращающимися попытками Токио снять с себя ответственность за преступления, совершенные японской армией в годы Второй мировой войны в отношении населения Корейского полуострова. В 2021 году японский премьер-министр отверг попытки переговоров с президентом Республики Корея, а сейчас правящая партия Японии надеется на победу на президентских выборах в марте 2022 г. в Южной Корее кандидата от правых сил, который настроен на сближение с Японией, и вероятно, уступит Японии в снятии ограничений на экспорт японских морепродуктов после аварии на АЭС в Фукусиме, – утверждает в своём докладе к.флсф.н., в.н.с. Центра корейских исследований ИДВ РАН Ким Ен Ун.

Проблемы «исторической памяти» подкрепляют продолжающееся противостояние Японии и с КНР. Также обострилась ситуация вокруг островов Сэнкаку и Тайваня. Их рассматривает Елизавета Дубинина, студентка Дипломатической академии МИД России в докладе «Политическое соперничество, как фактор дестабилизации японо-китайских отношений».

Экономическое сотрудничество со странами-членами ЕАЭС анализирует в своём выступлении Константин Корнеев, к. и. н., главный специалист Российского энергетического агентства Министерства энергетики РФ, с.н.с. Центра японских исследований ИДВ РАН, разделяя страны на те, что богаты полезными ископаемыми и поэтому уже не первое десятилетие являются объектами японской «ресурсной дипломатии», и те, что готовы привлекать японские инвестиции для своей технологической модернизации. Докладчик считает, что страны ЕАЭС с их ёмкими внутренними рынками, испытывающими недостаток высокотехнологичной продукции, входят в число перспективных направлений для японского экспорта, и торговля с ними способна помочь Японии решить сложную задачу выхода из продолжительной экономической стагнации. Поэтому актуальное содержание японской внешнеэкономической политики в отношении государств-членов ЕАЭС в настоящий момент и в перспективе представляет научный интерес.

Как Япония сотрудничает со странами ЮВА в рамках мировых и региональных инициатив по сдерживанию глобального изменения климата, рассказывает к.э.н., доцент МГУ им. М.В. Ломоносова, с.н.с. Центра японских исследований ИДВ РАН Яна Мищенко, хотя динамика Японии по снижению вредных выбросов в атмосферу пока остаётся скромной.

Продвижение Японией (и Южной Кореей) национального креативного контента на глобальных цифровых платформах приводит на данном этапе, скорее, к вовлечению пользователей Японии и Южной Кореи в единое культурное и ценностное пространство с США, – утверждает с.н.с. Центра японских исследований ИДВ РАН Георгий Паксютов.