Украденные сокровища Титаника: куда исчезают редкие предметы с затонувшего корабля?
Обломки Титаника лежат на морском дне примерно в 600 км от канадского острова Ньюфаундленд на глубине около четырех километров. Но и здесь они не нашли покоя: после того, как в 1985 году его обнаружила экспедиция Роберта Балларда, интерес к ржавым обломкам вырос настолько, что люди начали его посещать и красть
Когда в ночь на 14 апреля 1912 года океанский лайнер RMS Titanic врезался в айсберг, почти весь мир изменился. Столкновение привело к самому серьезному кораблекрушению в истории за пределами войны, и число жертв превысило 1500. Хотя на судне было двадцать спасательных шлюпок, способных вместить до 1178 человек, они не смогли полностью заполнить или спустить их на воду во время катастрофы. Поэтому, когда RMS Carpathia прибыла несколько часов спустя, она взяла на борт только 710 выживших из примерно 2224 пассажиров. Остальное было поглощено морем вместе с обломками роскошного парохода, стоимость которого в пересчете на сегодняшние цены достигла $185 миллионов.
Фото: https://pobedarf.ru/
Поврежденный корпус упал на глубину 3,8 км, и тогдашних технологий просто не хватило, чтобы начать его активные поиски. К тому же первые попытки найти затонувший корабль с помощью гидролокатора были отложены Второй мировой войной. Обломки корабля были обнаружены более чем через 70 лет после аварии: 1 сентября 1985 года их встретила экспедиция океанографа и геолога Роберта Балларда, вдохнувшая вторую жизнь в знаменитые затонувшие корабли.
Разграбление могил
Расколотый на две части корпус парохода находится примерно в 600 км к юго-востоку от канадского острова Ньюфаундленд. И хотя на относительно хорошо сохранившейся носовой части остался ряд неповрежденных кают, корма после кругового спуска на дно превратилась в груду скрученных ржавых обломков. Бесчисленные монеты, роскошный фарфор, лампы, компасы, кольца, запонки, броши, ожерелья засеяли подводную локацию.
Французский научно-исследовательский институт при поддержке многих американских инвесторов в период с июля по сентябрь 1987 года совершил 32 погружения на место крушения и собрал более 1800 предметов. Несмотря на разногласия, он вернулся в 1993 году и во время 15-дневной экспедиции поднял на поверхность еще 800 объектов, в том числе двухтонный двигатель, спасательную лодку и паровой свисток.
RMS Titanic Inc. позже добавил более четырех тысяч найденных объектов, а в 1996 году даже попытался поднять часть внешнего корпуса весом 20 тонн и размером 4,6 × 7,6 м. RMS Titanic Inc. превратила операцию в беспрецедентный масштаб захватывающего зрелища: сначала она представила свое намерение в средствах массовой информации, а затем наняла два круизных лайнера, чтобы наблюдать за событием на месте: их интерьеры предлагали роскошные удобства, включая казино и другие развлекательные заведения, в то время как пассажиры могли также наблюдать за подъемом снизу, не выходя из комфортной обстановки своих кают на телеэкранах. Билет на круиз стоил $5,25 тысячи, а продвигали мероприятие нанятые знаменитости, такие как Дебби Рейнольдс или Базз Олдрин.
Для подъема использовались специальные подъемные баллоны, и сначала казалось, что все получится. Однако ситуация осложнилась погодными условиями, и всего на 61 м ниже поверхности оторвались тросы, которыми была привязана часть корпуса. Затем последовал откат на дно. Попытка вытащить его подверглась резкой критике со стороны подводных археологов и историков, а в ряде публикаций упоминалось о бесстыдном разграблении могилы с целью наживы. Однако даже всеобщее возмущение 1998 года не предотвратило повторения события, которое уже имело успех. Так называемый «Большой кусок» сегодня можно увидеть в казино Luxor Las Vegas.
Фото: https://tournavigator.pro/
Отказ от международного сотрудничества
В то время как RMS Titanic Inc. пытается сохранить максимум артефактов, за эти годы также несколько частных лиц и съемочные группы отправились в путь. Режиссер Джеймс Кэмерон двенадцать раз спускался в руины перед съемками своего знаменитого художественного фильма «Титаник». Он использовал кадры снизу прямо в фильме, который появился на экране в 1997 году и вошел в число самых прибыльных в истории – он заработал $2,315 миллиарда.
Этот весьма успешный акт вызвал беспрецедентный интерес к затонувшему кораблю, что привело, среди прочего, к расширению передвижных выставок собранных артефактов. Однако были и проблемы. Обломки лежат в международных водах, поэтому ни одна конкретная страна не следит за их защитой. Сохранение объекта должно быть обеспечено сотрудничеством многих государств, что усложняет ситуацию в логистическом и политическом плане. Кроме того, ЮНЕСКО не начинала защищать исторические реликвии корабля до 2012 года, спустя сто лет после катастрофы.
Например, историки могли только наблюдать, когда подводная лодка приземлилась на носу «Титаника» в 2001 году, а Дэвид Лейбовиц и Кимберли Миллер поженились на борту. Subsea Explorer устроил для них уникальную свадьбу. Однако то, что сделало молодоженов уникальным опытом, было осуждено остальным миром как возмутительное для памяти всех пассажиров, чьи жизни были потеряны во время крушения корабля. Кроме того, любое такое посещение, которое каким-то образом нарушает образовавшуюся экосистему, ускоряет разложение затонувшего судна.
Даже после включения его в список ЮНЕСКО нельзя сказать, что он избегает человеческого любопытства или безжалостности. Например, в 2019 году во время одного из исследовательских погружений было обнаружено, что из капитанской каюты исчезла роскошная ванна, которая сопротивлялась подводной среде и была одной из «достопримечательностей» затонувшего судна. Летом того же года на останки спустилась подводная лодка EYOS Expeditions и продемонстрировала, насколько опасными могут быть даже профессиональные, чисто научные компании – она врезалась в торсион. Это предположительно произошло из-за сильного непредсказуемого течения, и, согласно записям, обломкам не было нанесено никакого ущерба. Однако подводная лодка плыла над поверхностью со следами ржавчины с корабля, поэтому официальное заявление компании многие ставят под сомнение.
Фото: https://www.oblgazeta.ru/
Поздно, но все же
Катастрофа Титаника изменила морской мир и повысила безопасность судов. До трагической аварии действовали правила 1894 года, согласно которым на судах массой более 10 тысяч тонн должны были находиться 16 спасательных шлюпок. На «Титанике» их было даже 20, но их вместимости не хватило для половины пассажиров. Таким образом, после трагедии количество лодок адаптировалось к количеству людей на борту. С 1914 года действует первая конвенция о безопасности человеческой жизни на море, на основе которой был создан Международный ледовый патруль: по сей день он следит за Северной Атлантикой и предупреждает об опасных ледниках.