Войти в почту

Берег Скелетов и Море дьявола: где до сих пор пропадают корабли

Какие места в морях считают гиблыми? И сколько человек может прожить на затонувшем корабле? Берег Скелетов. Так называется часть атлантического побережья Намибии — государства в Южной Африке. Жуткий топоним родился благодаря остовам кораблей, разбросанным по мелководью и суше. Именно сюда из океана во время штормов приносит потерпевшие крушение суда — от нефтяных платформ до рыболовных траулеров. Берег Скелетов не зря считают одним из самых мрачных мест на планете. Полоса пустыни длиной около тысячи километров упирается в вечно бушующий Атлантический океан. В Средневековье побережье называли вратами в ад, ведь именно здесь часто находили смерть морские волки. Почему в мире далеко не один Бермудский треугольник? Выставка погибших судов Современные ученые доказали: кораблекрушения у Берега Скелетов происходят вовсе не из-за мистики. Холодный воздух из Антарктиды сталкивается с раскаленными ветрами пустыни Намиб, в результате чего над океаном стелется густой труднопроходимый туман. Самый известный местный «экспонат» — траулер Zeila, севший на мель недалеко от города Свакопмунда. Еще 100 лет назад такая судьба ждала большинство кораблей. Нередко люди добирались до суши на шлюпках, но выжить в пустыне не удавалось почти никому. Сегодня эти зловещие места превратили в огромный национальный парк с туристической частью и закрытой зоной. Последняя также принимает гостей — правда, за огромные деньги и с большими рисками. Сын американского добытчика алмазов Андре Шеман впервые увидел Берег Скелетов еще в детстве. Став взрослым, Андре переехал в Намибию и теперь водит по Берегу всех желающих. Экскурсия стоит около пяти тысяч долларов с человека. Цена оправдана: за пределами туристической зоны нет дорог и связи, зато встречаются львы и носороги. Группы набраны на 1,5 года вперед. «Передо мной тысячи километров пустыни. Но я на машине и мне не так страшно. Но даже не представляю, в каких мучениях умирали те бедолаги, чьи корабли выкидывало на сушу. Ведь у них фактически не было путей отступления», — говорит гид. Летающий маяк На другой стороне Атлантического океана у берегов американского штата Северная Каролина есть свое кладбище кораблей. Названия побережья на мысе Хаттерас говорят сами за себя: Кипящая сковорода, Страх и Берегись. Эти восемь миль даже самые бесстрашные моряки признают гиблым местом. «Здесь очень сильные штормы. Наш маяк несколько раз срывало ветром с якорей и перебрасывало через дюны в соседний залив. К счастью, это всегда происходило не в мои смены», — рассказывает смотритель маяка Майкл Робинсон. Самый сильный шторм обрушился на этот берег в сентябре 1944 года. Метеорологи успели только зафиксировать скорость ветра — 180 километров в час. После все приборы унесло в океан. Причиной ненастной погоды называют столкновение Гольфстрима и других течений. В результате образуются волны высотой до 100 метров. Мыс Хаттерас стал кладбищем более чем для тысячи кораблей. Море дьявола Всего на дне Мирового океана лежат около трех миллионов затонувших судов. Это и античные галеры, и пиратские шхуны, и корабли средневековых первооткрывателей. Кораблекрушения нередки и в наши дни. Например, к югу от Японии в Тихом океане есть участок, который прозвали Морем дьявола. Даже самые современные корабли обходят его стороной. «Так называется тихоокеанский треугольник в районе японского побережья. Корабли там внезапно пропадали с радаров, и никто не мог их отследить», — отмечает капитан моторной яхты Александр Афонькин. В 1950-е годы после ряда загадочных кораблекрушений правительство Японии отправило в Море дьявола исследовательское судно, но и оно исчезло. На поиски вылетели три военных самолета. Об их судьбе до сих пор ничего не известно. Последний сеанс связи оборвался, когда один из пилотов заявил о таинственной вспышке прямо по курсу. По мнению ученых, многочисленные аномалии в Море дьявола определяются подводными вулканами. В этой зоне почти нет жизни. Моряки жалуются на слабость и упадок сил, а семена пшеницы, пророщенные на китобойном судне в качестве эксперимента, просто погибли. Трое суток на глубине Подобных аномальных зон на Земле не более десятка, а кораблекрушения происходят в самых разных местах планеты. В мае 2012 года в 30 километрах от побережья Нигерии из-за ошибки капитана перевернулось грузовое судно «Джексон-4». Выжил лишь кок Харрисон Окен, чудом попавший в воздушный карман. 30-летнего мужчину нашли спустя трое суток после того, как корабль опустился на дно океана. «Я был в воде в полной темноте и думал, что это конец. Я был уверен, что вода заполнит комнату до конца. Я адски хотел есть, испытывал сильную жажду. Но хуже всего был запах мертвых тел и звук, с которым они бились о борта корабля», — делится Харрисон Окен. Из обломков мебели повар сделал небольшой плот, нашел бутылку колы и два фонарика. Трое суток он находился на глубине 30 метров в окружении погибших товарищей. В итоге Харрисон услышал стук по корпусу, а затем увидел водолазов. Спасенного отправили на два дня в барокамеру, чтобы восстановить давление. Дом в открытом океане Индонезийский рыбак Алди Новел Адиланг смог прожить посреди открытого океана 49 дней. Три года подряд он работал на рампонге — небольшом дрейфующем плоту с рыбацкой хижиной в 130 километрах от побережья Сулавеси. Рампонг закрепляли на месте с помощью якоря. Месяцами мужчина жил на плоту один. Раз в неделю ему привозили запасы еды, воды и топлива, забирая улов. Однажды шторм унес плот в океан. «Все это время я питался рыбой, которую жарил на костре из досок, оторванных от хижины. А когда закончилась пресная вода, мне пришлось пить соленую воду, пропуская ее через одежду. Каждый день я читал Библию и молился о спасении. И тут случилось невероятное», — говорит рыбак. Алди заметили моряки панамского судна. Он оказался за 2,5 тысячи километров от дома. Сотрудники индонезийских рыболовных компаний тут же заявили, что это единственный случай в их практике. По официальной статистике, каждый год в водах Мирового океана гибнут около восьми тысяч человек, 350-400 судов попадают в кораблекрушения и тонут. Причинами аварий становятся столкновения с другими судами, штормы, цунами, а также пожары и взрывы на борту.

Берег Скелетов и Море дьявола: где до сих пор пропадают корабли
© ЧП Столица