Предпосылки к возрождению судов на подводных крыльях
В регионе возрождается уникальная компетенция: на воду спущено очередное судно на подводных крыльях (СПК). «Валдай 45Р» получил имя «Академик Крылов». Каковы перспективы нового поколения крылатых судов, «АН. Волга» выясняли у специалистов. Генерал Российского императорского флота и генерал Рабоче-крестьянского Красного флота Алексей Николаевич Крылов, академик и лауреат Сталинской премии, несомненно, был бы рад такому событию. Судно станет первым в серии из трех СПК, предназначенных для минтранса Чувашской Республики. Предполагается, что судно будет использоваться для регулярного транспортного сообщения между Чебоксарами и Казанью. «Академик Крылов» стал одиннадцатым «Валдаем», созданным Центральным конструкторским бюро по судам на подводных крыльях (ЦКБ по СПК). – Когда в 2017 году был спущен на воду первый «Валдай 45Р», это стало поистине знаковым событием в новейшей истории России, – заявил губернатор Глеб Никитин. – И сейчас мы видим, что все ожидания в отношении него оправдались». Глава региона также «отметил высокую репутацию СПК “Валдай 45Р” на речных маршрутах, так что география использования таких судов будет в перспективе расширена». Два из пяти «Валдаев» на сегодня приобретены правительством Ханты-Мансийского автономного округа и с 2019 года работают на регулярном маршруте между Ханты-Мансийском, Сургутом и Нялином, это практически максимальный радиус работы судов данного типа. Глеб Никитин сообщил, что ЦКБ по СПК, как и другие крупные судостроительные предприятия региона, обеспечено заказами до конца 2022 года. По словам губернатора, ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева планирует создать в 2021 году еще пять судов «Валдай 45Р», в настоящее время осуществляется строительство первых двух – это «Метеор 120Р». Как ясно из индекса модели, он рассчитан на 120 пассажиров. Летать над водой – Судно на подводных крыльях (СПК) – это судно, поддерживаемое над водной поверхностью при движении на эксплуатационном режиме гидродинамическими силами, возникающими на подводных крыльях, – рассказывает доктор технических наук, профессор, полковник ВКС России Олег Корсун. – Находящиеся под корпусом подводные крылья создают подъемную силу и частично или полностью поднимают корпус судна над поверхностью воды, что приводит к значительному уменьшению сопротивления движению и позволяет развивать скорость, недостижимую для традиционных водоизмещающих судов независимо от их типа движителя. Первые попытки создать СПК относятся к 1897 году, когда этнический француз, но подданный Российской империи Шарль де Ламбер построил и испытал на Сене такой аппарат. Однако мощности паровой машины, использовавшейся на этом судне в качестве двигателя, не хватило для развития скорости, необходимой для того, чтобы корпус судна поднялся над водой. Однако, когда появился двигатель германского изобретателя Рудольфа Дизеля, соотношение «мощность/масса» для силовой установки сделалось адекватным. Ну а потом в Советском Союзе начал работать Ростислав Алексеев! Нужно, однако, отличать два перечисленных Глебом Никитиным типа судов. «Валдай 45Р» – это речное мелкосидящее пассажирское судно на подводных крыльях проекта 23180, разработанное ЦКБ по СПК им Р. Е. Алексеева на смену СПК «Полесье», успешно работавшему на мелководных реках Белоруссии. Оно изначально предназначено для скоростных перевозок в светлое время суток. Головное судно проекта спущено на воду в сентябре 2017 года, серийное производство начато в 2019 году. Пассажировместимость – 45 человек, дальность плавания – 400 км. «Метеор» же – судно большей размерности, наряду с менее крупной «Ракетой» он стал самым массовым в СССР и мире СПК (выпущено более 400 единиц) и эксплуатировался в почти двух десятках стран, от Вьетнама до Нидерландов. Он стал основой для разработки массовых речных аналогов меньшей размерности «Беларусь» и «Восход», а также аналогов большей размерности «Спутник» и «Буревестник», а также массовых специализированных морских аналогов «Комета» и «Колхида» (в советское время именно этот тип судов обеспечивал перевозки по маршруту Сухум – Батум). Кому это выгодно Головное судно «Метеор» построили в 1960-м у нас на «Красном Сормове», однако серийное строительство шло в 1961–2006 годах на Зеленодольском судостроительном заводе (Республика Татарстан). Всего построено 400 судов, которые поступали практически во все речные пароходства как РСФСР, стран бывшего СССР, а также в Европу (Румынию, Болгарию, Польшу, Чехословакию и Югославию, а также Германию), в Египет, Китай и т. д. В 1990-х годах суда этого типа, оставшиеся без работы на родине, массово покупались в Греции, Китае и Вьетнаме. Сегодня неплохой экспортный потенциал есть и у «Валдаев»: страны, ранее покупавшие отечественные СПК, могут приобретать транспортные средства нового поколения. Но в самой России перспективы СПК весьма туманны. Правда, губернатор озвучил намерение областного правительства организовать новый маршрут из Нижнего Новгорода до Чкаловска на типе «Валдай 45Р». – Здесь (в Чкаловске. – «АН. Волга») необходимо создавать дополнительные возможности для туристов. Шлюзование в пути может стать для туристов дополнительным впечатлением. Чкаловск – одно из самых перспективных туристических направлений в регионе, – считает Глеб Никитин. Напомним, «Валдай» начал работать в августе 2019 года, обеспечивая маршруты Нижний Новгород – Городец и Нижний Новгород – Макарьево. – Это чисто туристический аттракцион, конечно, увеличивающий привлекательность региона, – считает кандидат экономических наук Василий Самыкин. – Но регулярные перевозки, такие как 40 лет назад, сегодня невыгодны. В 1980-е на линии Горький – Городец было не менее 10 ежедневных рейсов, сейчас сообщение в основном либо автобусное, либо электричками из Заволжья, люди переезжают плотину Нижегородской ГЭС на местных автобусах и садятся в поезд на железнодорожном вокзале. Когда в советское время не особенно смотрели на затраты, обеспечивалась региональная логистическая связность – вспомните, сколько Ан-2 летало по области, сколько СПК и даже судов на воздушной подушке типа «Луч» использовалось. Но сегодня без дотаций систему скоростного речного транспорта не возродить. Новое поколение СПК «Валдай 45Р» предназначено для перевозки пассажиров на реках в светлое время суток. Судно имеет небольшую осадку (около 1 м) и способно разгоняться до скорости в 75 км/ч. Вместимость составляет 45 пассажиров, экипаж – два человека. – Летом этого года к нам на 800-летний юбилей приедет большое количество туристов, – уверен Василий Самыкин. – Несомненно, старейший город региона Городец, Макарьево с его монастырем, Чкаловск с музеем Валерия Павловича Чкалова будут людям интересны. Так что как туристический аттракцион СПК вполне может оказаться востребован. – Суда на подводных крыльях – вершина скоростного судостроения, – уверен Олег Корсун. – Можно только порадоваться тому, что школа гидродинамики в Нижнем Новгороде жива и помнит заветы своего великого создателя Ростислава Алексеева, честь и хвала разработчикам. Есть и иные мнения. – Поздравлять ли ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева с данным проектом? Я бы воздержался, – говорит Михаил Францев, инженер-кораблестроитель, кандидат технических наук. – Если конечной целью было возобновление в России производства СПК проекта 17091 «Полесье», то зачем действовать так сложно? Судно удачное и востребованное (только не в России, мы все свои суда из Сибири успешно продаем в Китай, где они потом работают много лет). Можно еще предположить, что как калькодержатель ЦКБ по СПК хочет воспользоваться авторскими правами на проект 17091, и он, скорее всего, хранится у него в архиве. Как бы то ни было, курс на возрождение СПК взят. Уже в ближайшие пару лет мы увидим степень востребованности таких судов в речном транспорте. Досадно будет, если разработанный у нас транспорт не окажется востребованным на родине своих создателей.