Войти в почту

Удача боролась за своего героя до последней минуты, но отступила

3 октября 2020 года атомный ледокол «Арктика», в ходе испытаний, достиг Северного полюса. XX век для России был всяким, но одной из его русских ипостасей были походы к полюсу, ставшие национальным самоутверждением. Огромная Русская Арктика требует лидерства в полярной ледяной пустыне, так как интерес к ней проявляют крупнейшие страны, и стоит расслабиться, как с 1 места в соревновании за Арктику тебя свергнут, да еще и отберут что-то важное. Архангельск до 1977 года был столицей «гонок к полюсу», и следы их участников здесь не редкость, но бывают неожиданности. Искал бывший военный аэродром на острове Ягодник на Северной Двине, с которого в 1943 году бомбили «Тирпиц», с кладбищем летного состава, а нашел могилу первого летчика совершившего посадку на Северном полюсе. Никогда так не уставал в походах — от хождений ложными путями по наводкам не знающих дороги местных жителей. Ожидал кладбищенского запустения, но летчики лежат рядами в аккуратных оградках. Наивные в мечтах о полете, в уверенности, что взяли небо в свои твердые руки. Обернувшиеся слабым человеческим телом на пути острого металла и обжигающего горящего бензина. Без летчиков мы бы в XX веке ничего не добились, но на погосте их физически жалко, этих лейтенантов «погибших при исполнении служебных обязанностей» в 1941 или 1951 годах. Кладбище выстроилось как самолет — захоронения лейтенантов как крылья, по центру, как кабина, памятник черного мрамора — «Герой Советского Союза Бабушкин Михаил Сергеевич. Полярный летчик, пионер освоения Севера. 07.10.1893 — 18.05. 1938». Михаил Сергеевич Бабушкин родился в 1893 году в семье лесника, работал «мальчиком» в бакалейном магазине, потом в фирме «Бенц», в 1915 году одним из немногих выходцев «с низов» окончил Гатчинскую военную авиационную школу, получил прапорщика и остался служить инструктором. Участвовал в Гражданской войне на Дальнем Востоке. Затем уволился из флота и с 1923 года стал летать в Арктике. Андрей Почтарев, Людмила Горбунова, историки авиации: «В морозном феврале 1926 года целые стада гренландских тюленей залегли на льдах в горле Белого моря. Промышленники… не верили в целесообразность воздушной разведки… Однажды М.С.Бабушкин обнаружил в Мезенском заливе громадную залежку тюленей, о чем сообщил на пароход «Малыгин». Но капитан Д.Т.Чертков усомнился в том, стоит ли идти туда… И тогда Бабушкин решил сесть возле парохода и лично переговорить с капитаном… Покружив над пароходом и осмотрев льдины летчик зашел против ветра, убрал газ, и плавно заскользил на лыжах по поверхности ледяного поля. Д.Т.Чертков …подробно выслушал рассказ Михаила Сергеевича… об обнаруженной лежке морских зверей… А спустя несколько дней… смог добыть около 10 000 тюленей» (1). Это был первый опыт посадки самолета на дрейфующую льдину, и он сделал М.С.Бабушкина незаменимым во всех важных спасательных операциях в Арктике. Его включали в экспедиции по спасению дирижабля «Италия» и экипажа ледокольного парохода «Челюскин», высокоширотной экспедиции ледокола «Садко». То было время, когда без оглядки на начальство или органы брались за невозможное, и шли рекорды, первые в истории взлеты-посадки-перелеты. А у кого они не получались, тот навсегда оставался в ледяных пустынях или ложился на Новодевичьем кладбище. Достичь Северного полюса Советскому Союзу первым было необходимо. Вложенные ресурсы давали миллионнократный эффект. На планете шло соревнование двух систем — капитализма и социализма. Сотни миллионов людей в Европе, и в мире, выбирали кому отдать симпатии — СССР, в лице местных коммунистов, или антикоммунистическим партиям. И советские рекорды типа «достигли полюса первыми» часто перевешивали. В 1937 году «партия и правительство» решили достичь нескольких целей — высадить на полюсе с самолета многолетнюю станцию «Северный полюс-1» с Иваном Папаниным во главе. Доставить туда грузы и людей, сесть на льдину и взлететь с нее обратно, должен был отряд самолетов. Без М.С.Бабушкина, с его опытом, садиться на льдину посчитали неправильным. Экспедиция тщательно продумали — сначала к полюсу слетали самолеты-разведчики выбравшие место посадки. Потом, в одиночку, с о. Рудольфа на льдину у полюса полетел самолет Героя Советского Союза М.В.Водопьянова, со вторым пилотом М.С.Бабушкиным и полярниками. В случае неудачи с посадкой-взлетом экипажу и исследователям хватило бы продовольствия на многие месяцы. За это время группа самолетов смогла бы спасти терпящих бедствие. Но удача любит смелых, и у М.В.Водопьянова и М.С.Бабушкина получилось все и даже больше. Андрей Почтарев, Людмила Горбунова, историки авиации: «Более чем через две недели 21 мая когда погода временно улучшилась, головной самолет экспедиции Н-170 пилотируемый Водопьяновым, с «папанинцами»…и С. Шмидтом (всего 13 человек) смог вылететь с о. Рудольфа на Северный полюс. …вспоминает И.Д.Папанин: «Смотрели в иллюминатор — где же ты, полюс? И вдруг в самолете началось нехорошее оживление… В пути радиатор одного из моторов дал течь, стал терять антифриз. Бассейн, Петенин и Морозов… нашли течь, тряпками собрали антифриз в ведро и насосом закачали его в мотор… то ли не геройство?». Е.К.Федоров, один из «папанинцев»: «Прохожу между пилотами, Водопьянов и Бабушкин неподвижно, и как будто торжественно, застыли в своих креслах… Водопьянов… внимательно вглядывается в ледяную поверхность. Минут через десять находит подходящую льдину… Вниз, кувыркаясь, летит дымовая шашка — шлейф дыма указывает направление ветра. Идем на посадку… лыжи коснулись поверхности. Бежим, резко накренясь и вздрагивая на неровностях. Сзади раздается хлопок парашюта. Они надулся и тормошит самолет — это изобретение Водопьянова. Вот и встали…». К.И.Морозов, бортмеханик: «Когда машина остановилась, все вышли из самолета и распили бутылку коньяка за благополучный перелет на полюс и за товарища Сталина. Громкое «ура» прокатилось над полюсом…». Таким образом СССР стал первой державой мира, летчики которой совершили посадку на Северном полюсе» (2). В тени успехов неизбежны драмы. В СССР трагедии в Арктике не прятали, неудачи становились поводом для нового героизма. У героя-летчика Сигизмунда Леваневского в августе 1937 года не получился перелет на экспериментальном ДБ-А через Северный полюс в США. Экипаж из 6 человек пропал без вести. То было время, когда по доносу арестовывали сотни тысяч человек, но тогда же, ради спасения пропавшего летчика, в воздух поднимали десятки самолетов и в море выходили десятки судов. А С. Леваневский был Героем Советского Союза, много раз встречавшегося со Сталиным. Андрей Почтарев, Людмила Горбунова, историки авиации: «Отряд на четырех самолетах Г-2 (АНТ-6) в который вошли экипажи Б.Г.Чухновского (Н-210). М.С.Бабушкина (Н-211), Я.Д.Мошковского (Н-212) и Ф.Б.Фариза (Н-213), стартовал из Москвы 6 октября. Эти четырехмоторные гиганты отличались от однотипных с ними боевых ТБ-3 застекленными кабинами и дополнительными бензобаками, установленными в бомбовых отсеках. Радист станции «Северный полюс» Э.Т.Кренкель писал в дневнике: «…Самолеты летят на остров Рудольфа и оборудованы для ночных полетов. На каждом самолете по два пилота. Среди них: Бабушкин, Мошковский, Фарих, Пивенштейн… Страна ничего не жалеет, чтобы спасти Леваневского. Очевидно, самолеты будут летать всю ночь, пользуясь луной и тихой погодой…». Минуя Вологду, второй отряд добрался до Нарьян-Мара. В Арктике уже начиналась зима, и наступила долгая полярная ночь. Из Нарьян — Мара самолеты взлетели на колесах по глубокому следу. А лыжи были приготовлены для них только на о. Рудольфа. …Купол о. Рудольфа закрывали облака, потому нырнули в единственное окошко и сели на глубокий, рыхлый снег какого-то острова… Вскоре завыла пурга. Летчики поставили палатку и обложили ее снежными кирпичами… Просидели несколько дней. А когда пурга утихла оказалось, что отряд находится всего лишь в десятке километров от основной авиабазы… М.И.Шевелев вспоминал: «К весне стало ясно, что поиски идут безрезультатно. Вообще говоря, нам уже осенью 1937 года стало ясно, что машину найти практически невозможно. Тем не менее летали, чтобы успокоить совесть». В конце марта поиски Н-209 С.А.Леваневского продолжились… Все эти дни погода стояла хорошая, но следов экипажа С.А.Леваневского обнаружить не удалось. Вскоре при посадке на о. Гукера М.С.Бабушкин потерпел аварию и сломал обе ноги. Главсевморпуть принял решение о возвращении отряда Чухновского на Большую землю… Собственно половина самолетов к тому времени была разбита. Вскоре покинул базу самолет Я.Д.Мошковского, на борту которого находился М.С.Бабушкин. 20 мая 1938 года взлетая после промежуточной посадки с аэродрома на о. Ягодник под Архангельском, второй пилот Глущенко не выдержал прямую, ушел влево и не заметил свежевырытую канаву в конце полосы. Самолет Н-212 крепко ударился о ее край, после чего пробило бензобаки, бензин вспыхнул, и горящая машина рухнула в воду Северной Двины. Из 16 человек, находящихся на борту, погибли Герой Советского Союза М.С.Бабушкин, бортинженер И.И.Жутовский, бортмеханик К.А.Гурский и врач Е.М.Россельс. Остальные получили ранения» (3). Казалось бы, просто и печально — упали, погибли. Но детали рассказанные внучкой Михаила Сергеевича Еленой, свидетельствуют, что удача боролась за полярного героя почти до самого конца. В свои последние дни М.С.Бабушкин шел как бы по лезвию между жизнью и смертью. Он говорил родным, что пока он за штурвалом, все будет хорошо, но сломал ноги и за штурвалом оказался другой. Дальше произошла цепочка удивительных обстоятельств. Карина Салтыкова, журналист: «При взлете с военного аэродрома на острове Ягодник, что находится недалеко от Архангельска, в самолете произошла авария — загорелся двигатель, пришлось совершить вынужденную посадку на воду в Северную Двину. При посадке Михаил Бабушкин сломал ребра. «Во время аварии дед лежал — рассказывает Елена Бабушкина — приводнение было жестким, но тем не менее все остались живы. Среди пассажиров был сильный матрос, он отлично плавал и стал вытаскивать других людей на берег, плавал туда-сюда. А дедушка был командиром самолета, поэтому, даже несмотря на свои переломы, должен был покинуть судно последним». Спасение было совсем близко — на борту самолета оставался только Бабушкин и еще один пассажир, доктор. Матрос стал переправлять его на берег, но доктор, не умеющий плавать, в панике стал цепляться за матроса и утонул вместе с ним. Бабушкин остался на тонущем самолете один. Кое-как сумел выбраться из него, держась за свою и потерял сознание. Вытащили летчика местные рыбаки ниже по течению и сразу узнали: Бабушкин! Ведь он много лет работал в этих местах и помогал поморам в зверобойном промысле. Летчик был жив, но рыбаки подумали, что он захлебнулся и начали делать ему искусственное дыхание и массаж сердца. «Рыбками пытались откачать дедушку, они не знали, что у него сломаны ребра и делать этого было нельзя. В результате этой «реанимации» ребро порвало деду легкое, и он умер от кровотечения» — рассказывает Елена Бабушкина. Знаменитому летчику было всего 44 года» (4). Сломать ноги — неудача, полететь на самолете с неопытным пилотом или с неисправным двигателем — неудача вдвойне, упасть в самолете со сломанными ногами в реку — тройная неудача, сломать при падении еще и ребра — четвертая неудача, единственный спасатель утонул — пятая. Казалось бы все. Но даже оказавшись в воде, переломанный Михаил Сергеевич, не утонул — удача, его спасают рыбаки — удача вдвойне! К великому сожалению, «реанимация» завершилась смертью Героя Советского Союза, когда уже маячило спасение… Слава Богу — кладбище на Ягоднике не заброшено и не разорено, главная его проблема или спасение — его не знают. Лежат лейтенанты-«крылья», с героем во главе на ухоженном погосте, вокруг которого трава по пояс, и нет тропы сюда или отсюда… Примечания: А.Почтарев, Л.Горбунова. Полярная авиация России. В 2-х томах. М. 2011. Т.1. С.88 Там же. С. Там же. С. К.Салтыкова. Скромный герой: чем прославился летчик Михаил Бабушкин. 5.10.2018. ТАСС.

Удача боролась за своего героя до последней минуты, но отступила
© ИА Regnum