Пернатые камикадзе угрожают полетам

И ведь у птиц при столкновении с летательными аппаратами шансов на спасение нет абсолютно никаких. Только в августе этого года, по некоторым данным, в России таких незапланированных небесных свиданий «сородичей» произошло без малого полторы сотни. До десятка, по явно неполным данным, и за последнюю неделю сентября. Это при том, что индустрия авиаперевозок пребывает в кризисе, вызванном затянувшейся пандемией. И совсем не каждому самолету удается выйти из такого нежелательного контакта без потерь. Так, по информации РИА «Новости», 22 сентября пересечение на 100-метровой высоте самолета «Аэрофлота» и стаи пернатых в уральском воздушном пространстве повлекло настолько серьезные последствия, что этим занялась даже Свердловская транспортная прокуратура. Ну, и, конечно, всем памятно авиационное происшествие 15 августа прошлого года с Airbus А321 в подмосковном Жуковском. Лишь мастерство экипажа, приземлившего тяжелую машину на ближайшем кукурузном поле, спасло после попадания в двигатели птиц жизнь 226 пассажиров, отправлявшимся на отдых в Крым. Кстати, пусть никто не подумает, что это сугубо российская национальная беда, хотя по-прежнему нередки у нас распаханные поля вблизи аэропортов, не говоря уже о свалках, собирающих целые птичьи армады. За рубежом тоже все бывает. В критическую ситуацию 23 сентября, к примеру, угодил даже «борт номер два», Boeing C-32. Экипажу вместе с вице-президентом США пришлось после столкновения с птицей аварийно возвращаться после взлета из аэропорта Манчестера (штат Нью-Гэмпшир). И все же как-то с этим птичьим беспределом можно бороться? – задаем мы вопрос гендиректору Международного консультативно-аналитического агентства «Безопасность полетов» Сергею Мельниченко. - Несмотря на работу орнитологических служб аэропортов, - считает Сергей Александрович, – количество случаев столкновений с птицами все же непростительно велико. Как известно, подавляющее большинство из них происходит на этапе выполнения взлета и начального набора высоты, либо на конечных этапах захода на посадку при снижении. Однако в истории авиации известны случаи, когда птицы попадали в двигатели самолетов на высотах, превышающих и 10 километров! В 2003 году пилоты самолета Airbus A330, следовавшего из Калгари (Канада) в Лондон (Великобритания), почувствовали толчок на эшелоне полета 330 (10,060 метра). После посадки в носовой части фюзеляжа было обнаружено кровавое пятно с небольшими частицами перьев. Специалисты предположили, что это был канадский гусь. А вообще, рекорд по высоте остается за неизвестной птицей и самолетом DC-8-62, в октябре 1991 года встретившимся с ней на высоте 39,000 футов (11,890 метра)! Что это была за птица, установить не удалось из-за малого количество фактического материала, но следы крови и небольшая вмятина свидетельствовали о том, что столкновение действительно было. Три года назад птаха, влетевшая во время взлета в левую турбину Boeing 777 компании Japan Airlines, на борту которого находились 233 пассажира и 15 членов экипажа, заставила командира воздушного судна (КВС) принять решение об экстренной посадке в аэропорту Ханеда под Токио. К счастью, никто не пострадал. Крупнейшая же в истории катастрофа, связанная с птицами, — отказ сразу двух двигателей самолета L-188 при попадании туда стаи скворцов в аэропорту Бостона, произошла 4 октября 1960 года. Пилотам не удалось справиться с ситуацией, и самолет разбился, похоронив 62 человека. Известный российский писатель, бывший командир Ан-24 Иркутского авиаотряда, налетавший 20 тыс. часов Валерий Хайрюзов, рассказал «Веку», что птицы – настоящее, хотя и привычное бедствие и не только в его летной практике. Не единожды они ставили непростые задачи перед ним и его коллегами. А в самом начале авиационной карьеры его Ан-2 приземлил на аэродроме сразу шесть уток, вернее, то, что от них осталось. Но самый анекдотичный (если это определение уместно в данной ситуации) случай произошел в апреле 1987 года, когда самолет столкнулся в воздухе… с рыбой. «При чем тут птицы?» - спросите вы. А вот при чем. Рейс №61 вылетел из Сиэтла, штат Вашингтон, в Анкоридж с остановками в Джуно, Якутате и Кордове. И вот, на втором этапе полета, после взлета, во время левого разворота, экипаж увидел большого орла с огромным лососем в когтях, приближающегося слева по курсу, как раз совпавшему с курсом самолета. Хищник, испугавшись встречи, бросил добычу, и рыба «полетела» в сторону Boeing 737. Лосось угодил в фюзеляж прямо за последним левым окном кабины. После глухого удара пилоты оценили состояние самолета и приняли решение вернуться на аэродром вылета. Самое интересное то, что экипажу сначала не поверили, посчитав это первоапрельской шуткой – случай произошел аккурат в «день дураков». Но с тех пор мировая авиация знает всего один лайнер Boeing 737-400 с регистрационным номером N792AS Аляскинских авиалиний, с ливреей, раскрашенной в виде гигантского лосося. Мельниченко считает, что относиться спустя рукава, мол, все обойдется, экипажу к встрече с птицами не только неправильно, но и опасно. Командир должен точно предвидеть, что предпринять, если такая беда все же случится. Вот пример грамотнейших действий американца - командира экипажа А320 авиакомпании US Airways Чесли Салленбергера. 15 января 2009 года ему предстояло выполнить рейс AWE 1549 по маршруту Нью-Йорк – Шарлотт – Сиэтл. Так вот, на пути его самолета со 150 пассажирами всего через 90 секунд после взлета оказалась не одна шальная птичка, а целая стая гусей, которые вывели из строя оба двигателя. Громкий хлопок, сопровождавшийся дымом, был слышен в пассажирском салоне, некоторым через стекла иллюминаторов был виден огонь. Ситуация казалась практически безнадежной: тяга двигателей стремительно уменьшалась, запаса высоты не было, поскольку А320 успел подняться только на 975 метров, а внизу простирался мегаполис. Пилоты поняли, что до аэропорта не доберутся — в воздухе им оставалось находиться несколько десятков секунд. Развернув лайнер на юг, они повели А320 над рекой Гудзон. Выбора не было — Салленбергер принял решение сажать самолет на воду. Впадающие в панику пассажиры услышали по громкой связи голос командира: «Приготовьтесь к удару! Мы садимся на воду». Диспетчеры потом отмечали, что экипаж сохранял абсолютное спокойствие. Airbus A320 коснулся поверхности воды, подняв тучу брызг, скрывших его на несколько секунд. Со стороны показалось, что самолет разрушился или ушел на дно, но затем все увидели, что он остался на поверхности. Конечно, самолет не мог долго держаться на воде и стал постепенно погружаться. Пассажиры выбирались на плоскости крыльев и надувные плоты. Хорошо, что в это время полицейские, береговая охрана, спасатели и просто неравнодушные люди, располагавшие плавсредствами, устремились к самолету. Эвакуацию удалось провести оперативно. Пострадали 83 человека, большинство из которых получило легкие обморожения, и лишь пятеро были тяжело ранены при посадке. - Почему хочется отметить исключительно правильные действия капитана? – заключает свой рассказ Мельниченко. – Понимая, что посадка на воду неизбежна, Чесли Салленбергер приводнял его так, чтобы уменьшить силу удара - сначала поверхности реки коснулся хвост, а уж затем и весь фюзеляж самолета. Ну, и, как положено капитану судна, покидал его последним, обойдя салон дважды и убедившись, что на борту никого не осталось. Не случайно этот случай вошел в историю гражданской авиации как «чудо на Гудзоне». Вообще, считает Сергей Александрович, желательно вопросы отпугивания птиц от самолетов решать не в воздухе, а на земле. Хотя бы применением биоакустических программируемых отпугивателей пернатых. Принцип таких устройств основан на воспроизведении их тревожных криков либо отпугивающих сигналов. Что же касается нежелательно соседствующих с ВПП свалок, то здесь надо поступать в соответствии с правилами и здравым смыслом: их там попросту быть не должно.