«Беркутенок» СР-10 снова в небе
Полюбившийся многим поклонникам неба и авиации самолет СР-10, или, как его еще называют, «беркутенок», снова появился в сфере массового внимания. О самолете, покорившем любителей авиации в 2017 году на Международном авиакосмическом салоне, практически ничего не было слышно, и даже о том, где он стоит не знали не только журналисты, но и те, кто пристально следил за судьбой этого самолета. И вот красный «беркутенок» снова появился, став яркой звездой на авиационных гонках в дисциплине «Авиагонки- Формула 1», которые прошли на расположенном в Калужской области аэродроме Орешково. На квалификации его результаты значительно превзошли остальных, обогнав конкурентов как минимум на несколько секунд. В масштабах продолжительности прохождения гоночной трассы, которую лидеры проходят менее чем за минуту, это, конечно, очень много. Сидевший за его штурвалом летчик-испытатель Юрий Михайлович Кабанов показал, что возможности и потенциал этого самолета очень высоки. Мы попросили представителей КБ «САТ», которое создало этот самолет, рассказать подробнее о том, как прошли гонки и стоит ли зрителям рассчитывать на появление «беркутенка» на дальнейших подобных соревнованиях. На наши вопросы ответил Яков Иванович Путилов, главный конструктор проекта СР-10. — Яков Иванович, как вы оцениваете прошедшие гонки? — Это очень здорово, что команда федерации учредила такое мероприятие, это очень зрелищно. Это были первые гонки в России в таком формате, и, надо сказать, это очень впечатляет: реактивные самолеты проходят трассу на скорости около 500 километров в час, всего в 20 метрах над землей. Участвовали самолеты Л-29 и Л-39, и только один российский самолет — СР-10. Жаль, что не было зрителей из-за эпидемии, соревнования зрелищные и наверняка привлекут массу внимания, это был «пробный шар» и он удался. Мы и дальше будем поддерживать организаторов гонок — Планируете ли вы в дальнейшем принимать участие в подобных соревнованиях? — Да, конечно. Мы уверены в своей машине и готовы соревноваться. Нам это очень интересно, поскольку наш самолет создавался именно как акробатический, наша машина ровно то, что нужно для таких соревнований, и нам очень интересно участвовать в подобных мероприятиях, как в России, так и за рубежом. Подобные мероприятия позволяют в зрелищной форме популяризировать авиацию. -Какие преимущества в маневренности или скорости дает обратная стреловидность, которая есть у ср-10? — Это вопрос на целую диссертацию, но, если в двух словах, интегральная аэродинамическая компоновка, крыло обратной стреловидности, корневые наплывы крыла, цельноповоротное горизонтальное оперение, все эти технические решения направлены прежде всего на повышение маневренных свойств самолета. Преимущество СР-10 в том, что он способен совершать маневры на режимах сверхманевренности, доступные ранее только современным боевым самолетам, таким как Су-27 или МиГ-29, при этом он проще и безопаснее в пилотировании. — Тяжелее или легче готовить такой самолет к полету, проводить обслуживание? — Этот самолет очень прост и дешев в обслуживании для самолетов подобного класса, идеален для учебно-тренировочных процессов и акробатики. Так что, конечно, его легче подготовить. — Планируете ли вы участие в каких-либо еще соревнованиях? — Да, мы планируем этим заниматься, хотя раньше в наших задачах не было участия в соревнованиях на данном этапе. У нас в распоряжении только опытные образцы, но наше осторожное участие показало точное попадание, 10 из 10, поэтому мы планируем развивать спортивное направление нашей машины, тем более СР-10 — единственный отечественный самолет, который может представлять Россию на международных соревнованиях в этом классе. — Летчик или самолет — кто из них может стать ключевым для победы? — Как в любом техническом виде спорта, ключ к успеху — это гармоничное сочетание возможностей человека и машины. В данном случае, для хорошего результата нужен самолет, обладающий широкими возможностями, такой как СР-10, и пилот, который эти возможности может правильно реализовать. Ну и, конечно, в любом случае важен правильный выбор соревновательной тактики, стратегии, и, конечно, хороший Jet-драйв (улыбается). Мы не планировали участия в этом мероприятии, решение об участии в соревнованиях было принято буквально накануне. Фактически, это соревнование стало еще одним испытанием для нашего самолета. И по результатам испытаний стало понятно, что состязательное пилотирование отличается от испытательных полетов и даже от виртуозного акробатического пилотирования. Состязательное пилотирование требует учета тактики и стратегии борьбы. Поскольку программы летных испытаний наших опытных образцов близится к завершению, мы собираемся сосредоточиться на разработке программ спортивного пилотирования и заниматься, в том числе, этим.