Жизнь легенды авиапрома... Самый большой в мире тяжёлый турбовинтовой военно-транспортный самолет АН-22 «Антей»
В феврале 2020 года исполнилось пятьдесят пять лет со дня экспериментального полёта уникального самолёта АН-22 «Антей». Совсем неудивительно, что прочтя эти строки, многие моментально вспомнят, в чём его уникальность. Это самый большой в мире турбовинтовой самолёт, по кодификации НАТО получивший забавное название «Cock» (петух). История создания Работы по созданию пришлись на пору открытий и побед СССР в космосе и технических областях. В 1960 году КБ (конструкторское бюро) Антонова приступило к разработке «изделия 100». Руководство было поручено главному конструктору Алексею Белолипецкому. Далее: • 1961 год – получен допуск к производству от макетной комиссии; • 1964 год – опытный образец поступил на лётные испытания для определения взлётно-посадочных параметров; • 1965 год – успешно совершён первый полёт. По этому сухому перечислению дат невозможно понять, какой титанический труд был вложен в создание и совершенствование этой махины. Сколько волнений и опасений связаны с первым взлётом и посадкой, для которых могло не хватить имеющейся длины ВПП (взлётно-посадочной полосы). Хотя это единственный в мире самолёт, имеющий возможность взлетать и садится на грунтовую полосу, на всякий случай её удлинили песчаным участком. Но февральский мороз только усилил опасения конструкторов и испытателей. Но ключевое слово во всём этом - «успешно». Триумф первенства 1965 год стал триумфом для «Антея». На авиасалоне в городе Ле Бурже во Франции демонстрация гиганта произвела фурор. По своим показателям он оставил далеко позади и отечественный Ан-12 с грузоподъёмностью до 20 000 кг, и крупнейшую американскую транспортную модель С-141, которая поднимала более 30 000 кг. Ан-22 мог за один раз перевезти свыше 80 000 кг крупногабаритного груза. Это стало мировой сенсацией. Действительно, помимо основных, дополнительные технические характеристики нового самолёта могли впечатлить даже далёкого от этой сферы деятельности человека: 1. Четыре двигателя развивают при взлёте мощность в 15 тысяч лошадиных сил. 2. 20 специальных мягких баков вмещают 127 700 литров авиационного горючего. 3. Для каждого мотора предусмотрена ёмкость технического масла объёмом двести литров. 4. Специально разработанные шасси поражают размерами 12 огромных колёс, а передняя поворотная пара позволяет самолёту легко развернуться на земле. 5. Грузовой отсек рассчитан: или на 290 пехотинцев, или 150 десантников, или четыре бронетранспортёра или танка, или поместить в два раза больше тонн груза. В декабре этого же года «Антей» установил 12 мировых рекордов в одном полёте. Общий счёт рекордных показателей, установленных «Антеем» – 41, причем десять из них – под командованием Марины Попович, известной лётчицы, единственной женщины-командира экипажа самолётов данного класса. Серийное производство Ан-22 было организовано на Ташкентском авиазаводе. С 1969 года этот гигант начал службу в рядах военных сил СССР. В этом же году совершил первый зарубежный полёт, доставив груз в Ханой. Жизнь продолжается Расширение в середине восьмидесятых годов прошлого столетия выпуска Ил-76 послужило прекращению производства "Антеев". За всё время производства было выпущено 68 штук. С учётом продлённого ресурса «Антей» мог совершать полёты до 2010 года. Не обошлось без трагических потерь. 9 машин потерпели крушение: • 18.07.1970 г. – Атлантический океан; • 19.12.1970 г. – Панагарх, Индия; • 21.12.1976 г. и 08.06 1977 г. – Сеще, СССР; • 06.06.1980 г. – Внуково, СССР; • 13.03.1987 г. – Аддис Абеба, Эфиопия; • 13.01 1989 г. – Аден, Йемен; • 11.11.1992 г. – Мигалово, Россия; • 28.12.2010 – в Тульской области у города Красный Октябрь, Россия. Трудолюбивый гигант совершал перевозки общего назначения. Именно АН-22 доставил из Средней Азии детали и крупные фрагменты новых двух моделей сверхгигантов - Ан-225 «Мрия» и Ан-124 «Руслан». После того как перестал существовать СССР, судьба уникального самолёта была трудной. Из всех основных и модифицированных моделей – Ан-22А, Ан-22 амфибия, Ан-22ПЗ, Ан-22 ПС и др. – аэрофлот эксплуатировал 30 самолётов и военно-воздушные силы России - 55. Единственный украинский действующий "Антей" продолжает работать на коммерческих рейсах. За Россией тоже осталось право использования Ан-22. Выходят на линии 4 машины, 7 – находятся на хранении. Одна из них недавно в Тверской области совершила учебный полёт. Жизнь легенды авиапрома продолжается.