Ещё

Цены самолету не было еще долго… 

Неравнодушный к авиации, он позавидовал французам и после возвращения в  встретился с авиаконструктором и предложил ему создать подобный самолёт, что в итоге и было сделано. Через пять лет, в 1965 году, самолёту было присвоено обозначение Ту-134 и изготовлено 9 предсерийных машин, предназначенных для лётных испытаний. Серийный их выпуск на Харьковском авиационном производственном объединении продолжался 18 лет.
Ту-134 считается одним из самых удачных самолётов своего времени не только в СССР, но и в мире. О том, насколько хорош был лайнер, свидетельствует тот факт, что этот самолет стал одним из самых массовых и популярных в стране. Достаточно вспомнить его народное прозвище «свисток» за длинный узкий профиль фюзеляжа и высокую ноту звука двигателей, а в  его назвали Crysty, то есть «Дерзкий». Кстати, этот характерный нос фюзеляжа имел вполне технологичное назначение — там располагалось рабочее место штурмана. Свой последний пассажирский рейс из  в Мирный Ту-134 совершил в мае прошлого года. На борту было 70 пассажиров. Дальше его путь лежал в  — на вечную стоянку в Музей авиации и космонавтики. Между тем, военная модификация этой машины активно используется и сегодня.
Однажды в небе над 
— Замечательная машина, как и положено по причине морального старения, ушла на заслуженный отдых, — делился своими впечатлениями по поводу прощания с легендой бывший штурман Тбилисского авиаотряда, Герой Советского Союза . — Душа болит, правда, от того, что ему не пришла пока достойная отечественная смена — место ближне— и среднемагистральника Ту-134 сегодня занимают машины канадского и бразильского производства. Мог бы выполнить эту миссию шедший ему на замену Ту-334, но объяснить, почему это не происходит, никто не возьмется. Увы, но гражданское детище «Сухого» — наш суперджет, мягко говоря, ему сильно проигрывает.
В пилотскую кабину Ту-134 Владимир Бадоевич сел после окончания Академии в 1981 году, и самолет стал для него, как он образно признается, «живым» существом, добрым и манящим.
— Каждый раз, подходя к нему, я здоровался с ним как с большим другом и обязательно поглаживал носовую часть, в которой мне предстояло работать. Говорил: «Ну, что, полетели, друг?» Это был красавец, память о котором я пронес через всю свою жизнь. Тех, кому доводилось на нем летать, он покорял эстетикой и стремительностью полета. Придя на замену Ту-124, в отличие от предшественника самолет обзавелся двигателями, перемещенными в хвостовую часть, что повысило комфорт пассажиров. Первые образцы выпускались Харьковским авиазаводом без системы реверса, поэтому при посадке использовались парашюты. Нам, штурманам, было еще приятно и то, что в его носовой части конструкторы предусмотрели для нас рабочие места. Современное навигационное оборудование и остекленная часть кабины обеспечивали не только успех нашей работы, но и отличный обзор происходящего в полете и особенно при посадке. Благодаря этому ты ощущал свою причастность к благополучному выполнению каждого рейса. После набора высоты командир делегировал именно штурману контроль за нормальной работой автопилота.
В общей сложности Гасоян налетал на этом самолете около восьми лет. «Эти годы, — считает он, — стали в моей жизни основополагающими. Они подарили мне не только профессиональное счастье, но и жизнь».
Здесь с Владимиром Бадоевичем можно поспорить по поводу того, кто кому дарил жизнь. 18 ноября 1983 года именно его смелые действия в сложнейшей обстановке стали решающими в противостоянии с бандой угонщиков, атаковавших экипаж Ту-134 в небе над Тбилиси. Самолет с 57 пассажирами благополучно приземлился в столице Грузии, а штурман Гасоян за этот подвиг был удостоен звания Героя Советского Союза.
А дальше — тишина
Сегодня считается хорошим тоном уничижительно отзываться о достижениях советского авиапрома. А ведь тот же Ту-134 стал и первым нашим удачным международным проектом.
Вот фрагменты авиафорума пилотов, которые признаются, что лайнер оставил самые добрые о себе воспоминания. «Он хоть и громкий, но надежный. А еще достаточно экономичный в сравнении с новыми иностранными моделями».
«…Ту-134 умеет делать практически всё то же, что и эти А320, и Боинги, и кое-что даже лучше, только достигается это чуть большими усилиями экипажа (надо сделать чуть больше движений и включить чуть больше тумблеров). При этом аэродинамика превосходная, по минимальным скоростям, по боковому ветру, по поведению на ВПП (даже при слабеньком сцеплении), по прочности машина прекрасная. Надо было в 1980-е и 90-е не дурью маяться, а модернизировать ее. И цены бы ей не было ещё долго».
«…Я когда лечу на А320, ну, не получаю удовольствия от полета, нет его, хоть тресни. Это чисто коммерческий самолет. А на родном Ту лечу — почти кайф чувствую, как он плавно летит, как плотно сидит в воздухе, как приятно реагирует на рули. И, наконец, это просто очень красивая машина, а не летающая бочка как Б737-500».
«…Ту-134 — это «учебная парта». При боковом ветре до 20 м/с — из наших советских машин у него самый лучший показатель. Да просто поговорите с теми, кто летал на Ту-134 по-настоящему, слов кроме «прекрасный самолет», «исключительная машина» не встретите. На днях говорил с командиром, который из Питера первый рейс на Ту-134 совершал в 1968 году (!), спросил, что он сейчас о Ту-134 думает, и он ответил: «Бесподобная машина! Считаю за честь, что летал на ней».
Добавим к этим рассуждениям бывалых авиаторов, что это была машина, первой из выпускаемых в нашей стране получившая международную сертификацию, благодаря чему стала поставляться на экспорт в десятки зарубежных стран. За долгие годы эксплуатации Ту-134 по показателю коэффициента надежности зарекомендовал себя практически безотказным. Выдающейся особенностью самолета являются непревзойденные до сих пор ограничения по величинам встречной (30 м/c) и боковой (20 м/с) составляющих ветра при взлете и посадке. Всего с конвейера Харьковского авиазавода сошло 852 лайнера. В 1984 году серийное производство самолёта было прекращено, хотя в последующие годы выпущено ещё несколько единиц. Последний «свисток» и «стиляга» сошёл с конвейера Харьковского авиазавода 30 июня 1989 года. До начала 1990-х годов парк Ту-134 только в СССР перевез около 500 млн пассажиров. А в 2011 году на тот момент президент РФ  поручил постепенно вывести лайнеры Ту-134 из эксплуатации на регулярных рейсах.
Несколько любопытных историй из жизни Ту-134.
● Как вспоминал главный конструктор Ту-134, лауреат Ленинской премии Леонид Селяков, его едва не сняли с должности, когда он позволил себе в начале 80-х дать интервью СМИ о проектных работах над сменщиком — новым самолетом Ту-204. За «преступное» разглашение гостайны он получил выговор от министра авиапромышленности и был предупрежден, что в следующий подобный раз его уволят.
● В 1973 году Ту-134, управляемый летчиками-испытателями, благополучно приводнился с выпущенными шасси на Икшинском водохранилище в Подмосковье. Это дало повод для дальнейших испытаний машины при вынужденных приземлениях.
Кинематографическая судьба лайнера
…Именно на этом самолете летели в Москву интуристы из «Невероятных приключений итальянцев в России». Ту-134 совершал экстренную посадку на шоссе… Кстати, конечно, ни на какое шоссе самолет не садился. Сцену с посадкой Ту-134 снимали на Ульяновском аэродроме, в школе пилотов гражданской авиации, ВПП «загримировали» под шоссе. В общей сложности самолёт сажали шесть раз и каждый раз безупречно. Кадры, где Ту-134 едет по шоссе, а под ним снуют автомобили, снимали на резервной полосе. Кстати, и за рулем автомобилей по требованию руководства школы сидели пилоты — им легче было ориентироваться в сложной аэродромной обстановке.
● …Именно на Ту-134 летит «поддатый» Женя Лукашин из Москвы в Ленинград в новогодней комедии «Ирония судьбы, или С лёгким паром!». Правда, как заметили дотошные авиаторы, в столице его «грузят» в Ил-62, в полёте показывают Ту-134, а на ленинградскую землю Евгений сходит из Ту-154.
…Да что там кино — Ту-134 в советские годы можно было купить в любом киоске, в честь советского самолета была названа марка самых популярных болгарских сигарет.
И последнее. Борт, который должен стать экспонатом музея, созданного при новосибирском аэропорте Толмачево, по некоторым сведениям, был личным самолетом , на нем примадонна облетела всю страну. Так или иначе, сегодня увидеть легендарный лайнер проще всего в качестве музейного экспоната. Некоторые Ту-134 установлены в качестве памятников. До последнего времени их можно было встретить в аэропортах Воронежа, Кишинёва, Минска, Могилёва, Мурома, Ульяновска, Полтавы, Риги и т. д. Так, в Москве первый прототип Ту-134 (Ту-124А), опытный экземпляр с бортовым номером СССР-45075, был установлен сначала на ВДНХ, а затем на территории СПТУ №164 при АНТК им. Туполева в Новогиреево. Этот самолёт-памятник был снесён и распилен в начале апреля 2013 года.
Видео дня. Алексей Панин ищет новую жену
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео