Катастрофа Ту-104 в 1971 году под Москвой. Что произошло и кто виноват?
Падение Ту-104Б вблизи Внуково — одна из самых загадочных авиакатастроф в истории СССР. Самолет взорвался явно не случайно, однако дело до сих пор так и не раскрыли. Кому была выгодна гибель воздушного судна и 25 человек на борту? Как это было Пассажирский лайнер, отправившийся в роковой рейс, спроектировали в 1960 году на Казанском авиазаводе. Позже его передали Главному управлению гражданского воздушного флота, после чего он был направлен в Украину. Ту-104 под номером 42490 считался хорошим самолетом: более 13 тысяч часов в эксплуатации и более 10 тысяч беспроблемных циклов «взлет — посадка». Казалось бы, ничто не предвещало беды. 10 октября 1971 года Ту-104 должен был идти по маршруту «Симферополь — Москва — Симферополь». Первую часть пути он преодолел удачно. Однако спустя несколько минут после того, как экипаж отправился с аэропорта Внуково, капитан пропал с радаров. В 20:16:24 он доложил диспетчеру старта о вылете, в 20:16:31 переключился на диспетчера круга, а дальше — тишина. Перед глазами очевидцев, вероятно, предстала жуткая картина. Самолет, пролетевший всего 7 километров, начал стремительно падать, а потом врезался носом в землю и загорелся. Впрочем, не так пугает само зрелище, как мысль о том, что чувствовали пассажиры, когда в салоне прогремел взрыв и они поняли, что им осталось жить считанные секунды. Читайте также: Загадочное исчезновение Гленна Миллера. Авиакатастрофа или преднамеренное покушение? Результаты расследования В катастрофе не выжил никто. Всего погибло 25 человек, среди которых было 5 основных членов экипажа, 2 бортпроводника и 18 пассажиров. В числе последних находилась молодая советская актриса Раиса Зверева, которой на тот момент было всего лишь 24 года. Единственный фильм («На углу Арбата и улицы Бубулинас»), где она сыграла одну из главных ролей, вышел уже посмертно. Следствие взялось за дело. В останках самолета эксперты обнаружили частички тротила, что означало только одно — в салон заложили бомбу. Взорвавшись, она разворотила левое крыло и левую сторону фюзеляжа. По официальной версии, ее спрятали рядом с одним из сидений. Очевидно, что это было преступлением. Однако полиция СССР быстро зашла в тупик и спустя два года закрыла дело, так и не найдя виновного. Неужели на этом все? Читайте также: «К черту на рога». Невероятный подвиг Николая Стерликова Мнения со стороны Несмотря на скандальность происшествия, информации о нем парадоксально мало. Судьба Ту-104Б 42490 оказалась почти никому не интересной. Тем не менее, нам удалось найти, что о катастрофе думают некоторые люди и какие версии случившегося они выдвигают. Первая теория заключается в том, что на самом деле никакой бомбы не было и что самолет рухнул на землю из-за банальной неисправности. Сейчас известно, что лайнеры модели Туполева не могли похвастаться высоким качеством. Они были тяжелы в управлении, их часто заносило при подъеме, а внутренние системы регулярно давали сбой. Аварии случились с 18% Ту-104 от их общего количества — невероятно большая цифра! Вполне возможно, что и с №42490 сыграла злую шутку недоработка авиаконструкторов, но правительство СССР решило защитить репутацию своих специалистов и придумало идею со взрывчаткой. Вторая трактовка событий указывает на то, что с Ту-104Б произошло то же самое, что и с Ту-104А под Читой в 1973 году. Напомним, что тогда гражданин Азербайджана Чингис Юнус-оглы Рзаев попытался угнать лайнер, угрожая стюардессе самодельным взрывным устройством. Несмотря на то, что Рзаева удалось вовремя подстрелить, он успел активировать СВУ и разнести самолет на несколько частей. Однако, если с №42490 произошла похожая ситуация, почему об этом никто так и не узнал? Все же азербайджанского террориста удалось вычислить, несмотря на то, что при взрыве Ту-104А никто не выжил. Неужели в 1971 году преступнику удалось получше спрятаться? Согласно еще одной версии, бомбу тайком заложили в салоне враги СССР из Китая после знаменитого политического раскола. Правда, остается открытым вопрос, зачем китайцам было убивать два десятка невинных пассажиров, если можно было совершить более масштабное нападение. Читайте также: Расим Зулькарнаев — невидимый герой фронта