Прессу сложно представить без фотографий, особенно авиационную. Порой снимок какого-то самолета может стать причиной публикации или даже журналистского расследования. В таком случае важны фотобазы, наполняемые классическими споттерами. Споттинг (от англ. to spot — увидеть, обнаружить, опознать) — вид увлечения, заключающийся в наблюдении за самолетами и ведении их учета. Казалось, что времена тех, кто коллекционирует регистрационные номера ВС остались в прошлом. Однако у героини этой публикации Анны Зверевой в коллекции почти 11 000 регистраций самолетов из 60 аэропортов по всему миру. Внимательные читатели могли видеть снимки Анны и на страницах «Авиатранспортного обозрения», за что мы ей очень благодарны. Текст сопровождается фотографиями, которые подобрала сама героиня. – Анна, по мнению редакции «Авиатранспортного обозрения», вы самый известный авиационный фотограф из Эстонии. Почему и как вы стали фотографировать самолеты? Это хобби или получается и заработать? – Спасибо большое за ваше мнение, мне очень приятно внимание такого уважаемого издания. Скорее всего, фотографирование самолетов – логическое продолжение детского увлечения. На самолеты я обратила внимание чуть ли не в младенческом возрасте: летом над дачей на очень малой высоте (из-за близости аэродрома) уносились ввысь военные самолеты, МиГи и «Сухие»; мимо окон городской квартиры заходили на посадку в таллинский аэропорт гражданские самолеты. Споттерский стаж Анны Зверевой — более 7 лет Мне нравилось на них смотреть, мне нравился звук летящих машин, поэтому, наверное, самолеты заинтересовали меня гораздо больше кукол, и я начала коллекционировать все, что было связано с авиацией: и карманные календари, и календари «Аэрофлота», и авиационные журналы. В 2000-х гг. узнала, что существует замечательное хобби — споттинг. Я начала просматривать авиационные сайты, такие как Airliners.net и Jetphotos.com, а потом решилась фотографировать сама. Поскольку мне приходилось много летать по рабочим делам, проводя достаточно времени на пересадках в аэропортах, это было несложно. Своей первой настоящей споттерской фотографией считаю фотографию самолета авиакомпании Thomas Cook, сделанную в феврале 2013 г. в Хельсинки. Эту дату можно назвать началом отсчета споттерского стажа. Споттинг для меня – только хобби. У меня нет цели на этом заработать. Мои фотографии с обязательным указанием авторства часто использует «Википедия», различные новостные и авиационные сайты, аэропорты, но денег за это я не получаю. – Интересно, а какую фототехнику используете? И сколько весит ваш минимальный и максимальный набор снаряжения? Не тяжело физически? – Меня можно назвать поклонницей [японской фототехники] Nikon. Когда я решила заниматься авиационной фотографией, приобрела зеркальную камеру Nikon D7000. Но она тяжеловата для путешествий, поэтому в дополнение к ней я купила более легкую Nikon D3200. Сейчас же в основном снимаю на Nikon D5600 с достаточно легким объективом 55-300 мм. Получается, что мой стандартный набор фототехники весит около 1 кг. Максимальный – 2 кг (это обычно два дополнительных объектива по 500 г каждый). К такому весу я уже привыкла, поэтому не тяжело. Периодически порываюсь приобрести объективы Nikkor 80-400mm или Sigma 150-600mm, но останавливает их большой вес, боюсь, что эти объективы я не удержу. Поймать в объектив фотокамеры VIP-самолет Boeing 777-200 (регистрационный номер P4-SKN) правительства Экваториальной Гвинеи (государство в Центральной Африке) — редкая удача. Снимок сделан в Дубае :: Анна Зверева – Расскажите немного про особенности авиационного споттинга по-эстонски. Есть ли в вашей стране своя тусовка любителей авиационной фотографии? Сильна ли конкуренция? – Мне есть, с чем сравнить – я лично знакома со споттерами из разных стран, споттила с ними в аэропортах на их территориях. И я не вижу разницы между нами как споттерами и споттингом как таковым в разных странах. Споттеры ведь народ особенный, преданный небу, а небо и самолеты у нас одни на всех, мы вне границ. Конечно же, в Эстонии есть своя споттерская тусовка. Есть костяк, старая школа, нас таких человек шесть. Есть среди нас и русскоговорящие, и эстоноговорящие споттеры, но это не мешает общению, у нас хорошие дружеские отношения. Любители военных самолетов даже вместе ездят на авиашоу. Каждый год появляются и новые лица. Заметно, что это хобби становится популярным у молодежи. Но начинающие споттеры, на мой взгляд, скорее, не споттеры в общеизвестном смысле слова, а креативные авиафотографы. Конкуренции от слов «соперничество», «столкновение», «превосходство», «интриги» среди споттеров Эстонии нет. Мы с уважением относимся к творчеству друг друга, если удается получить информацию о прилете какого-нибудь интересного борта, охотно делимся с соратниками. Если считать конкуренцией то, что с каждым годом в наши ряды вливается все больше местных авиационных фотографов – это только плюс, будет больше разных по стилю фотографий. Яркий и редкий самолет Boeing 767-200 (регистрационный номер V8-MHB), обслуживающий правительство Брунея, в небе над Пхукетом :: Анна Зверева – И как часто лично вы выезжаете на фотосессии самолетов? В основном это Таллин? Какие условия главный эстонский аэропорт создает для любителей авиационной фотографии? Трафик в Таллине не однообразен? – Когда я начинала заниматься споттингом, и в аэропорт ездила часто, и снимала все подряд, ведь споттинг – это не только съемка, но и учет самолетов. Сейчас в моей коллекции самолетов почти 11 000 регистраций. И теперь я могу себе позволить ездить в аэропорт избирательно – только для съемки конкретного борта. Случается, езжу переснимать уже имеющийся борт, если предыдущую фотографию считаю неудачной. С этой целью могу полететь даже в другие страны. Например, за годы споттерства я делала фотографии в 60 аэропортах мира. За год в среднем совершаю 50 полетов, а средний годовой «налет» у меня около 100 часов. Это, конечно, не только погоня за самолетами, но и путешествия, и посещение авиационных салонов, и деловые поездки. Каким бы плотным не был график деловых встреч, я всегда оставляю хотя бы один день для съемок в аэропорту. Среди любимых городов для ежегодного споттинга – Нью-Йорк, Лондон, Париж, Милан, Амстердам, Стамбул, а также знаменитый среди споттеров о. Пхукет. В прошлом году я расширила географию полетов и авиационной съемки, побывав и проведя по нескольку дней в Катаре, Кувейте, Бахрейне, Омане, ОАЭ. Что же касается трафика в Таллине, то иногда тут неделями не бывает ничего интересующего, а иногда траффик настолько интересный, что провожу в аэропорту каждый день. Ведь, если не считать регулярные рейсы, к нам часто прилетают военно-транспортные самолеты стран НАТО, правительственные борта стран ЕС, чартеры. К тому же в Таллине очень сильная МRO-организация, поэтому тут проходят обслуживание самолеты различных авиакомпаний, например, Austrian Airlines, Volotea, ex-Thomas Cook Scandinavia (сейчас Sunclass Airlines), нигерийские авиакопании. Да и сам таллинский аэропорт очень удобен для споттинга: все точки для съемки легкодоступны. Отношение сотрудников аэропорта к споттерам – это доброжелательность и уважение. Мало того, случалось, что они подсказывали, с какой точки нам лучше снимать, когда пора “выдвигаться” и т. п. Такое же отношение к споттерам и у эстонской полиции, охраняющей аэропорт, когда прилетают первые лица государств. Страшилки про САБ и подзаборинг– это не про таллинский аэропорт. Правда, официальный споттинг, к сожалению, аэропорт устраивал всего лишь один раз, 20 сентября 2019 г. Поэтому возникают мысли самим устроить какой-нибудь слет споттеров в Таллинне. Все в наших руках – Было бы здорово. А как вы повышаете свой профессиональный уровень? За творчеством каких авиационных фотографов следите наиболее пристально? – Сейчас я осваиваю ночную съемку. Мое видение авиационной фотографии формировалось под влиянием Airliners.net и Jetphotos.com, их требования к фотографиям мне близки, стараюсь соответствовать. Я классический споттер, собирающий регистрации. Основное на моих фотографиях – самолет. Это единственное, за чем я слежу пристально. Но если серьезно, есть авиационные фотографы, которых я считаю талантливыми и которые мне интересны. Если перечислять всех, список получился бы внушительным, поэтому назову только двоих, безусловно, талантливейших авиационных фотографов Татьяну Белякову и Дмитрия Осипова. – Интересно, а у вас есть какие-то свои фишки в авиационной фотографии? Сколько обычно по времени снимаете? И что помимо фотокамеры берете с собой на фотоохоту? – Среди нас, авиационных фотографов, есть фотографы-документалисты, фиксирующие факт, и креативные фотографы, дополняющие факт декоративными эффектами, используя различные программы. Я отношусь к первым, и, наверное, моя фишка – это минимум обработки. Потому что помимо прочего, я еще и профессиональный графический дизайнер, владеющий всеми существующими программами в совершенстве. Я понимаю, что фотографии привлекли бы большее внимание аудитории, если бы я окружала самолеты драматическими облаками, небом цвета бирюзы или необыкновенным малиновым закатом, но для меня важна естественность во всем. Я люблю фотографировать «боковики», чтобы хорошо была видна ливрея. Если есть возможность, фотографирую самолеты анфас: люблю ловить момент, когда самолет «смотрит» точно на меня, это довольно сложно. Время съемки зависит от аэропорта и плотности трафика, например, в лондонском Хитроу или парижском Шарль де Голле я иногда снимаю целый день. Кроме фотокамеры со мной всегда полностью заряженный мобильный телефон с «флайтрадаром» и приложением аэропорта и хорошее настроение. – Анна, напоследок, дайте, пожалуйста, несколько советов споттерам, только начинающим свой путь в этом хобби. – Начинающим споттерам я бы посоветовала быть собой, следовать своему стилю – в первую очередь, они фотографируют для себя. Не бояться критики, но и не поддаваться чужому влиянию. Совершенствоваться и по возможности сразу учиться на хорошей фототехнике – это приучит не допускать небрежности в работе и даст больше возможностей, тогда будет радовать не только процесс, но и результат. Помнить, что споттеру мало просто научиться фотографировать самолеты, споттер должен самозабвенно любить авиацию, тогда все получится.