Ещё

Гриппозный призрак приземлил самолёты 

Гриппозный призрак приземлил самолёты
Фото: Аргументы Недели
Если смотреть на сводки о закрытии границ и отмене авиаперелётов между странами, на ум приходит одно — пассажирское сообщение находится в предынфарктном состоянии. приостановил регулярные рейсы в Берлин и  с 13 марта, в  и Ригу — с 17 марта по 31 мая, не летит в , , , , на . «Победа» с 16 марта 2020 года не выполняет регулярные рейсы из  в , Ригу и . Страны одна за другой закрывают границы. И так по всему миру. Три десятка авиакомпаний, в том числе крупнейшие: , British Airways, американская отменяют рейс за рейсом. Что делать рядовым гражданам? Как можно быстрее уносить ноги домой любым возможным способом.
Прежде чем лететь — подумай
В этих условиях тысячи пилотов остаются без работы, самолёты «давят бетон» на стоянках, пассажиры сдают билеты или ломают голову над проблемой, как попасть домой из-за отменённых авиарейсов и закрытых границ. Коронавирус на марше! Со вторника закрылись страны , со среды — . Для связи с миром, да и далеко не со всем, остаётся национальный авиаперевозчик — .
В понедельник уже и «Аэрофлот» заговорил, сообщает ТАСС, что ощущает колоссальное давление, прежде всего финансовое, в связи с запретами перелётов, отменой рейсов, снижением спроса. Пресс-секретарь авиакомпании Юлия Спивакова рассказала, что «сотрудникам, у которых есть значительные неиспользованные отпуска, предложено ими воспользоваться, и многие, нужно сказать, откликнулись на это предложение. При этом, безусловно, сохранение уникального коллектива — одна из самых важных задач в компании».
Ситуация патовая — летать некуда. Популярнейшие направления «схлопываются» на глазах. «С 18:00 16 марта по 30 апреля включительно въезд на территорию Кипра для иностранных граждан будет запрещён. Запрет не распространяется на граждан Кипра, легальных резидентов и тех, кто официально работает и учится на Кипре» — объявляет правительство островного государства. Что будет в мае, когда на Средиземноморье начнётся «высокий сезон», — неизвестно.
Выживут немногие
Массовые отмены чартерных перелётов туроператорами и закрытие популярных международных маршрутов грозят банкротством большинству авиакомпаний. Именно туристические сезоны позволяют им сводить дебет с кредитом и оставаться на плаву. И всё равно в абсолютно нормальной ситуации, без каких-либо антивирусных ограничений, авиаперевозчики традиционно демонстрируют убытки. Это несмотря на победные реляции о росте пассажиропотока. Понятно, что авиакомпании зарабатывают, но не настолько много, чтобы легко пережить смутные времена, — этот бизнес язык не поворачивается назвать высокорентабельным. Лизинговые платежи, высокие цены на авиационный керосин, который не желает дешеветь ни при каких условиях, навигационные и аэропортовые сборы. И пусть говорят, что «за всё платит пассажир», это не совсем верно. Одно дело — битком набитый салон лайнера при полёте в  летом, другое — полупустой регулярный рейс в межсезонье. Первый приносит прибыль, второй генерирует убытки. А сейчас авиаторы должны возвращать деньги за уже проданные билеты в связи с отменой рейсов.
Можно уверенно прогнозировать спад пассажиропотока и на внутрироссийских авиаперелётах. Мнение, что страна у нас такая огромная и всем авиакомпаниям найдётся работа, несостоятельно. Тут, конечно, в немалой степени подействуют убедительные пожелания многочисленных экспертов сидеть дома и работать на «удалёнке». Есть и другая сторона медали — в абсолютном выражении большая часть международных авиарейсов осуществляется через московские аэропорты. , Домодедово,  — это, по сути дела, хабы, до которых люди летят из регионов, чтобы отправиться в зарубежное путешествие. Нет зарубежных поездок — нет смысла лететь из Кемерова или Перми в столицу. Предположение, что авиакомпании ринутся развивать маршрутную сеть внутри страны, ничем не оправдано — есть уровень рентабельности, запускать аэробус на 300 мест в Вологду или Киров — себе дороже. Да и доходы большинства сограждан не позволяют бесцельно кататься туда-обратно. Предложить пассажирам очень привлекательные по стоимости билеты? Но кто компенсирует расходы? Государство? Это будет, мягко говоря, очень накладно для бюджета. Субсидирование всех авиаперевозок в масштабах страны вряд ли возможно.
Можно сказать, что единственный участник отечественного авиарынка, гарантированно способный пережить коронавирус, — это «Аэрофлот». За ним стоит государство. Как справятся с ситуацией дочерние компании национального авиаперевозчика, дальневосточная «Аврора» и лоукостер «Победа», — неизвестно.
Мечты сбываются и не сбываются…
14 января президент Путин озадачил правительство созданием авиакомпании, которая, для начала, обеспечит авиасообщением Дальний Восток на самолётах отечественного производства. Как уже сообщали «Аргументы недели», за реализацией проекта должна была стоять . Идея верная, продать заграничным авиаперевозчикам российские самолёты — задача сложная и сегодня малоперспективная. Это как с военной техникой — сначала надо самим принять образец на вооружение.
Но единственный наш пассажирский самолёт, который пытались пристроить в зарубежные авиакомпании, региональный «Сухой Суперджет 100», потерпел там сокрушительное фиаско. В основном сыграло роль отвратительное послепродажное обслуживание авиалайнера. В авиакомпаниях процветает каннибализм, когда с одного борта на другой переставляют исправную запчасть или агрегат взамен вышедших из строя. Когда «Боинг» или «Эрбас» обеспечивают доставку запчастей порой за считаные часы, «Суперджеты» ждут ремонта месяцами. А на подходе ближне-среднемагистральный МС-21 и турбовинтовой регионал на 64 места Ил-114. Остаётся надеяться, с ними будет всё иначе, на грабли «Суперджета» не наступят.
Создать авиакомпанию на отечественной авиатехнике, наладить её качественное и своевременное обслуживание — логичный ход. Следующим этапом «импортозаместить» иномарки в парке национального авиаперевозчика, а там, глядишь, и другие подтянутся. Казалось бы, что сложного — зарегистрировать авиакомпанию с государственным участием, и, например, через Государственную транспортно-лизинговую компанию () приобрести самолёты, и летать, создавая конкуренцию эксплуатирующим «Боинги», АTR, «Бомбардье», «Эмбрайеры» и «Эрбасы».
Но тут газета «Ведомости» публикует материал, что «Аэрофлот» и «Ростех» могут поссориться из-за поручения Путина. «Аргументы недели» по своим источникам в отрасли проверили информацию и сделали вывод — так и есть. В качестве базовой авиакомпании для пересадки на отечественные самолёты выбрали дочку «Аэрофлота» — дальневосточную «Ангару». И предложили «Ростеху» её выкупить. Но «Ростех» совершенно не горит желанием влезать в бизнес пассажирских авиаперевозок, госкорпорации достаточно того, что к ней присоединили (ОАК). «Ростех» и так взвалил на себя бремя создания и производства самолётов. Даже в централизованном СССР существовал заказчик авиатехники — Министерство гражданской авиации и исполнитель — Министерство авиационной промышленности.
А национальный авиаперевозчик «Аэрофлот» не хочет связываться с самолётами российского производства. Формально позиция ясная — в России нет линейки самолётов подходящей размерности для работы в Дальневосточном федеральном округе. «Суперджет» на 98 пассажиров переразмерен да и очень требователен к качеству взлётно-посадочных полос. На грунтовые и просто грубые полосы из бетонных плит ему путь заказан. В парке «Аэрофлота» и так уже есть 55 этих лайнеров. А тут требуется самолёт на замену Ан-24. Только к 2022 г. обещают начать серийный выпуск Ил-114, который сможет заменить ветерана. К тому же именно «Аэрофлот» в своё время избавился от самолётов Ту-204-300, которые прекрасно летали и зарабатывали деньги для авиакомпании «Владивосток Авиа». Национальный авиаперевозчик контролировал эту авиакомпанию через… «Ангару». В общем, в особой страсти к отечественным авиалайнерам «Аэрофлот» не замечен. И валит всё на рынок. Поэтому поручение создать авиакомпанию, летающую исключительно на отечественных самолётах, так и останется поручением, как и многие другие его поручения. И тут свалить есть на кого — кризис авиаперевозок, коронавирус…
Непатриотичный «»
НА ФОНЕ стагнации мировых авиаперевозок «Аэрофлот» шумно отметил поступление первого дальнемагистрального авиалайнера Airbus A350-900 на 316 пассажиров. В салоне бизнес-класса установлены индивидуальные кабины с креслами, которые раскладываются в двухметровую кровать. Барная стойка с алкоголем и закусками. Кто спорит, он хорош и комфортен.
Но устроенные в честь него торжества разозлили очень многих. Самолёт назвали в честь великого композитора Петра Ильича Чайковского. А дальше, несмотря на кризис, — балет на лётном поле! В официальной части принимали участие помощник президента Российской Федерации изаместитель министра транспорта России . У национального авиаперевозчика твёрдый контракт на 22 таких самолёта. И уже понятно: в «Аэрофлоте» не найдётся места для отечественного дальнемагистрального Ил-96-400.
Но, видимо, страсти по коронавирусу во французской Тулузе, где находится сборочное производство Airbus A350‑900, сказались на технической готовности лайнера: на второй день полётов, 7 марта, самолёт сломался. И больше недели «давил бетон» — ремонтировали левый двигатель. Сломался, как обычный «Суперджет».
Видео дня. На Украине создали игру с победившим в войне Гитлером
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео