Войти в почту

«Такое ощущение, что все ждут, когда случится катастрофа»

Фото: Мы и самолеты / vk.com Что произошло В сентябре 2019 года в аэропорту Шереметьево была открыта третья взлетно-посадочная полоса (ВПП-3). С тех пор жизнь людей в московском районе Митино и в подмосковных городах Красногорске, Сходне, Лобне и других населенных пунктах, расположенных вдоль Пятницкого и Волоколамского шоссе, резко изменилась. Теперь они живут в зоне постоянного превышающего нормы шума. Сегодня над головами лобненцев пролетает 360 самолетов в день. Под воздействием круглосуточного шума пассажирских и грузовых самолетов находятся около 600 тыс. человек. 15 января в Шереметьево была закрыта на ремонт ВПП-1. И теперь над городом летают еще и грузовые самолеты, создающие еще большие шумовое и экологическое загрязнения. «Шум ночью такой же, как и днем. Люди спят в берушах, дома трясутся, совсем маленькие дети вообще редко могут спокойно спать. Ночью над нами летают и пассажирские, и грузовые самолеты, хотя в Европе, например, ночью они вообще не имеют права летать вблизи населенных пунктов», — рассказала +1 участница инициативной группы жителей Лобни Ольга Миронова. Над озером Киёво, расположенном в черте города Лобня, проходит глиссада шереметьевских авиарейсов (траектория полета летательного аппарата, по которой он снижается, в том числе — непосредственно перед посадкой, — Прим. +1). По данным за 2016 год, на озере и в его окрестностях живут около 5000 чаек вместе со слетками — птенцами, которые покинули гнездо, но еще не умеют летать и самостоятельно добывать пищу. А в городском микрорайоне Катюшки расположен завод по переработке костей, и на кости слетаются птицы. Попадание даже одной чайки в турбину низколетящего самолета может привести к его крушению, опасаются активисты. Популяция озерных лобненских чаек в разы увеличивает подобную вероятность. Но не только угроза падения самолета и повышенный шум беспокоят жителей Лобни. Им приходится дышать продуктами сгорания авиационного топлива. А это увеличивает риски для здоровья — прежде всего, у детей. «Такое ощущение, что все ждут, когда случится катастрофа. Тогда, возможно, что-то будет предприниматься», — говорит Ольга Миронова. Как активисты отстаивают свои права С ноября 2019 года инициативная группа жителей Лобни собирается раз в две недели для обсуждения плана действий. К ней присоединились активисты из деревень Носово, Перепечино, Чашниково и Степаньково. Они создали совместную группу в сети «ВКонтакте»: «Мы и самолеты (Лобня — аэропорт Шереметьево)», насчитывающую почти 800 участников. «Стратегия работы группы основана на принципе взаимодействия с разными заинтересованными сторонами: властью, СМИ, надзорными органами, партиями, администрацией Шереметьево, партнерами и клиентами аэропорта, международными организациями, такими как ИКАО, Corsia, IATA, местными сообществами и международными НКО», — рассказала Ольга Миронова. Лобненские активисты провели встречи с лобненскими депутатами, с депутатом Государственной думы Ириной Родниной, представителями Мособлдумы. В конце декабря они подали заявление в Генеральную прокуратуру РФ, подписанное более чем тысячей человек. В начале января создали и разместили петицию на платформе Российской общественной инициативы. В феврале инициативная группа побывала на приеме в Министерстве транспорта Московской области, где предложила включить жителей Лобни в состав участников рабочей встречи представителей Международного аэропорта Шереметьево имени А.С. Пушкина (АО «МАШ»), Росавиации, Минтранса, Государственной корпорации по организации воздушного движения в Российской Федерации (ОрВД), Аэрофлота. Однако приглашения на встречу активисты не получили. Переписка с инстанциями тоже оказалась безрезультатной, хотя превышение норм по шуму в квартирах лобненцев доказано замерами Роспотребнадзора Московской области (данные имеются в распоряжении +1). Например, по улице Калинина, д. 3А между первым и вторым подъездами в пятиминутный временной промежуток уровень шума составил 81 децибел при норме в 70. Обратить на зеленую сторонуЯркие и удачные примеры активизма со всего мира Что говорят представители Шереметьево и эксперты Начальник пресс-службы аэропорта Шереметьево Роман Генис сказал +1, что воздушным движением в районе аэродрома Шереметьево управляет госкорпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации (ОрВД), а не аэропорт. «Шереметьево — просто наземный эксплуатант ВПП-3, который следит за ее техническими характеристиками и пригодностью для полетов», — заявил представитель аэропорта. По его словам, ограничений на использование воздушного пространства над районами Митино, Куркино, Тушино и городом Лобня не существует, а полеты воздушных судов не противоречат действующему законодательству и требованиям Международной организации гражданской авиации (ИКАО). На вопрос о причинах повышенного уровня шума в ночные часы Роман Генис ответил, что с 23 часов до 6-ти утра введены ограничения по взлету и посадке для самолетов, не соответствующих установленным требованиям по уровню шума. Бывший пилот, специалист по безопасности полетов Александр Романов в разговоре с +1 сообщил, что опасения жителей Лобни оправданны. «В какой-то критический момент в сложных погодных условиях, особенно когда будет низкая облачность, при отказе двигателей самолет может планировать и попасть в один из многоэтажных домов», — заявил эксперт. Кроме того, Александр Романов отметил, что в Лобне, Митине и в других районах, городах и селах, над которыми летают самолеты из Шереметьева, действительно «очень шумно». «В зонах влияния аэропортов, в том числе в подмосковной Лобне и в московском районе Митино, есть вероятность повышения уровня загрязнения продуктами горения авиационного топлива. По данным Минздрава России, систематическое воздействие загрязнения воздуха может привести к учащению дыхательных, сердечно-сосудистых и нервных и даже онкологических заболеваний», — рассказала +1 координатор проектов «Гринпис» Евгения Наумова. Есть ли выход из ситуации Ранее в Минтрансе заявляли, что с 5 декабря 2019 года вводятся в действие «новые схемы маневрирования [самолетов аэропорта Шереметьево], позволяющие исключить полеты воздушных судов в ночное время» по маршруту М224, который проходит над Митино, Красногорском и десятками населенных пунктов вдоль Пятницкого и Волоколамского шоссе. «По состоянию на 24 февраля 2020 года, ночные полеты продолжаются с довольно высокой интенсивностью, в том числе на высоте 3000 метров», — сообщает инициативная группа в социальной сети «ВКонтакте» — «Без самолетов над Митино и СЗАО». 25 февраля 2020 года лобненцы получили ответ от Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области. Из него следует, что с 1 марта 2020 года будут внесены изменения в стандартные маршруты вылета, прибытия и схемы захода на посадку, а также сформировано расписание, исключающее полеты воздушных судов с 23:00 до 6:00 над густонаселенными пунктами. Но активисты не удовлетворены корректированием старых маршрутов и намерены бороться за введение новых. Потому что, по их словам, с ВПП-3 над ними начали летать Ан-124 «Руслан». Это самый крупный в мире серийный транспортный (грузовой) самолет. Инициативная группа жителей Лобни ориентируется на успешный опыт активистов из других стран, столкнувшихся с похожей проблемой. Примером для них выступают британцы из объединения Airport Watch, которые давно борются с шумовым загрязнением и экологическими проблемами на приаэродромных территориях. Изумрудная волнаИстории о том, как активисты становятся экостартаперами Автор Дарья Бекетова ]]>

«Такое ощущение, что все ждут, когда случится катастрофа»
© +1