Войти в почту

После той посадки Ту-154 я понял, что Бог есть

В 2010 году в Име аварийно сел Ту-154. На борту терпящего бедствие самолета находился 81 человек. Истории, которые за десят лет рассказывали те, кто наблюдал за этой посадкой с земли, уже обросли мифами. У РИА SM-News появилась уникальная возможность узнать, а что чувствовали люди на борту самолета. Летчик, Герой России Евгений Новоселов спустя десять лет прилетел в Сыктывкар, чтобы встретиться с жителями Коми и развенчать мифы. Он сказал, что не хочет вспоминать эту историю, но ему пришлось заново пережить тот день и ответить на вопросы. Их оказалось больше, чем ответов. - О чем вас спрашивают помимо посадки самолета в Ижме? О детстве? -Я родился в городе Чебаркуль Челябинской области. Моя семья никак не была связана с авиацией. Город известен тем, что здесь играл выдающийся хоккеист всех времен и народов Валерий Харламов. Он сам москвич, но тренер Тарасов в качестве нравоучения сослал его в Чебаркуль, понабраться ума-разума. Поэтому город часто фигурирует в его биографии. Он даже есть в фильме «Легенда №17». В 2013 году здесь упал Чебаркульский метеорит. На огромной скорости он пролетел над городом и упал в озеро в марте месяце. Опустился на дно. Его долго искали, нашли. Это был кусок весом в 500 кг. Когда я заканчивал школу, у меня был выбор, как и у многих ребят, куда пойти дальше. Хоть моя семья и не была связана с авиацией, моя бабушка - работник отделения связи - своими глазами видела, как учатся курсанты летного училища в Омске, как происходят полеты. Она много рассказывала о курсантской жизни, я на тот момент самолетов-то не видел. А вот когда к нам приехал и выступил парень, старше меня на год, в красивой форме, я решил, что тоже поеду учится в Бугурусланское лётное училище гражданской авиации им. Героя Советского Союза П. Ф. Еромасова. Детство никак не было связано с авиацией. Но как и все мальчишки, я любил фильм «Два капитана». На подсознание он оставил впечатление. На момент происшествия стаж работы уже составлял 19 лет. Это средний стаж. А в следующем году будет уже 30 лет, как я работаю в авиации. - Этот вопрос невозможно не задать. Что произошло в тот злополучный день? - Вся эта история есть в интернете, уже все опубликовано. Не хотелось бы повторяться. Я скажу кратко. Во время полета произошел тепловой разгон аккумулятора, который выбил устройства. По сути, мы остались без электричества и без связи. Я потом читал, что это мало изученное явление. В университете наверное знают даже больше меня об этом. Проблема в том, что узнать о том, что он произошел, не было возможности. Сигнализации не было. Подобные случаи происходили и раньше, но тогда бортинженеры успевали принять меры. После этого Ту-154 доработали — оснастили сигнализацией. Кроме нашего самолета. В итоге 7 сентября по пути из Полярного в Москву мы остались без электричества. Функционировали только те системы, которые работали от напора воздуха. Об этом можно очень долго рассказывать... -Любимый вопрос у всех журналистов — по поводу стакана? Подробно об этом рассказали в репортаже НТВ Там рассказывают о том, как мы, якобы, определяли крен самолета по воде. На самом деле все было по-другому. Рейс из Москвы в Полярный, который находится в Якутии, был ночной. Лететь пять часов туда и обратно. Мы летели назад в пять утра, были уставшие. Но по стакану никто самолет не сажал. Тогда на заре гражданской авиации, когда самолеты были тихоходные, авиагоризонта не было. Полеты выполняли визуально. Это теперь полубайка. На таких скоростях законы физики действуют по-другому, поэтому вода не будет перетекать, как вы думаете. Но стакан бортпроводник действительно поставил в кабине. И он так и простоял уже после посадки, ни капли не разлилось На столько посадка была мягкая. - Какие были мысли в тот момент? У меня мысль была одна. Сколько я не читал руководство, не мог подумать, что могут отказать сразу три авиагоризонта. Такого не должно быть. И когда у меня завалился сначала один горизонт, потом второй, потом третий, я подумал: «Как так?» В этот момент экипаж работал, как полагается. Кто кроме нас это будет делать? Мы же не можем позвать пассажиров и сказать: «Сделайте что-нибудь!» К слову, на борту в тот день находились два командира: я и Андрей Ломанов. Просто не нашли второго пилота, и взяли коллегу на эту функцию. -Что вы сказали, когда очутились в Ижме? Там авиация не очень. И площадка тоже не предназначена для вашего самолета. Какие первые слова у вас были? Что вы сказали другому герою истории - сергею Сотникову? - Вообще Ту-154 имеет очень мощные шасси и может садиться на грунт. Полоса в Ижме была разбитая, но в сносном состоянии. Нормальное качество. Просто она оказалась коротковатая: 1300, а нужно было 2200. Дальше болотистая местность, вязкий грунт. И вот когда мы выкатились, кабину начали мутузить деревья. А сосны высокие. Возникла мысль: если сосна попадет в кабину, от людей может ничего не остаться. Как в ДТП. Ощущения не из приятных. И буквально сегодня меня спрашивали о Боге. Честно говоря, в тот момент, я уже точно не помню, штурман сказал «Господи, помоги». Потом он повторил громче, и еще раз. И самолет остановился. Хотите верьте, хотите нет, но Бог существует. Мы остановились, самолет был практически не поврежден. Мы вскочили с рабочих мест, бортинженер отправился осматриваться самолет — вдруг горим или оторвало крылья. Когда стало ясно, что самолет цел, я скомандовал: «Всем пассажирам оставаться на своих местах». Аварийно покидать самолет не было необходимости. Вообще северяне очень дисциплинированные люди. Хотя кто-то успел выбежать на крыло. Но высота до земли оказалась немаленькая. А внизу копья сосен. Спрыгнешь, и последствия печальные. Мы развернули аварийный трап и спокойно начали спускаться. Детям даже весело было. Первым, кого я увидел, был пожарный. Он сказал, что людей за взлетной полосой ждут автобусы. Вторым человеком, с кем я переговорил, был Сергей Михайлович Сотников. Не сказать, что я был сильно удивлен, но обычно руководитель — это человек с командным голосом, представительно выглядит. А тут человек в кепке, спокойный, тихо говорит. Я потом понял, что этот человек действительно отработал на своем месте всю свою жизнь. Он оказался специалистом, патриотом авиации, патриотом своей республики и страны. (Ред.: именно поэтому ИА SM News выбрал его человеком года-2019). Как выяснилось, когда взлетную полосу перевели в категорию вертолетной площадки, там хотели устроить склад коммерсанты. Но Сотников их туда не пустил. Больше за это ему спасибо. Он меня успокоил, когда привел в спортзал, где разместили пассажиров. Я посмотрел: чай стоит, печенье на столе, врач на месте. Пассажиры играют в баскетбол, теннис Это был самый главный для меня показатель. Не задавали лишних вопросов, было очень спокойно. Только забота о людях. Спасибо Ижемской земле. -Вы поддерживаете связь с Сергеем Сотниковым? -Сергея Михайловича я видел пару раз в Москве. Его приглашали на телевидение. Мы общались. Созванивались по телефону, связь поддерживаю, но редко. -А если бы не Ижма? Какие были варианты? -У нас есть процедуры на случай, если нет связи. Мы начали снижение. Но ситуацию осложняла сплошная облачность. Мы на высоте три тысячи метров должны были перейти на визуальный полет. Уже тогда было много вопросов: почему вы не сели в Усинске? Почему не полетели в Сыктывкар? Но нам не нужен был аэродром, мы ждали разрыв в облачности. В Усинске, к слову, облачность была тогда на уровне ста метров. Это очень низко. В первый разрыв мы не успели. Вот идем и понимаем, что через 30 минут закончится топливо. Мы с Андреем посмотрели друг на друга и решили: «Пробиваем облачность». А вдруг она до змели? Ныряем на свой страх и риск, чтобы выйти на визуальный контакт с землей. Вынырнули мы: вот они холмы, земля, красивая золотая осень. И сразу справ речка. А вдоль рек бывают отмели, площадки. Мы встали над рекой Ижмой и увидели остров. Прекрасная площадка — туда собирались сесть. Повернули, и вдруг перед нами выскочила взлетная полоса. Мы про эту площадку сразу позабыли. Тогда нервное напряжение было на пределе. Хотелось уже выпустить шасси и сесть — вот она полоса. А полет на чистом крыле составлял 400 км в час. На таких скоростях самолеты на посадку не заходят. Сбросить скорость не можем. Закрылки, так как электричества нет, выпустить не смогли. Вышли только шасси. Сделали первый маневр, не рассчитали и не попали, пролетели дальше. Отошли на второй отворот, начинаем крутить над полосой. Если отходишь подальше, теряешь из виду полосу. На третий раз сосредоточились, взяли простейший компас, посмотрели, отошли подальше и с четвертого раза попали на полосу. -А какова же судьба «Ижемской тушки» сегодня? - Судьба у самолета очень интересная. «Алроса» - это авиакомпания, которая до-последнего эксплуатировала наши Ту-154. Это самый массовый гражданский самолет СССР. Их в свое время выпустили 1200 штук. Их делали по шесть в месяц. Можете себе представить? Это очень большая цифра. Но в конце концов их вывели из эксплуатации, так как он оказался экономически неэффективным. У двигатель был большой расход топлива. Компании перешли на аэрбасы и боинги. Ту-154 сошли на нет. А наша авиакомпания базировалась в северном городе Мирном, и не все аэропорты принимали иномарки, «Алроса» использовала Ту-154. История нашего самолета, который полгода простоял в Ижме, - это отдельная судьба, которая заслуживает не меньшего героизма. «Алроса» свои самолеты не бросает». У Ту-154, который сел в Ижме, были минимальные повреждения. Два двигателя были выведены из строя - забились лесом — их надо было менять. Наша авиакомпания привезла эти двигатели в Ухту, а потом в Ижму. И вот в условиях, где нет даже подъемника, их начали менять. Благодаря администрации Ижмы самолет вытащили из болота. А ресурсов то не было. Зимой приняли решение, что самолет перегонят. На одном условии — перегонять будет экипаж летчиков-испытателей. С учетом снега, который накатали, длина взлетной полосы все-таки достигла двух тыс. метров. Самолет полетел в Ухту. Есть исторические кадры. Там он дозаправился и перелетел в Самару, где его подремонтировали. Когда уже после аварийной посадки Ту-154 вышел в первый рейс, попросили не говорить пассажирам, что эта та самая «Ижемская тушка». Люди и так боятся летать. Но те, кто живет в Якутии, свои самолеты знают и они знали, что это ижемская машина. Самолет пролетал восемь лет. А в 2018 году его поставили на вечную стоянку в Новосибирске. Проводы были широко анонсированы. Это было очень трогательно. Самолет сделал кружок над Мирным, потом в Новосибирске пошли на посадку, после чего снова набрали высоту. Была хорошая погода, люди могли все это видеть. И сегодня «Алроса» - единственная компания которая использует на регулярных рейсах гражданской авиации Ту-154. История этого самолета заканчивается практически на наших глазах. Фото: passajirlexa.livejournal.com

После той посадки Ту-154 я понял, что Бог есть
© SM News