Войти в почту

F-35 и облачные технологии - насколько они неуязвимы и надежны?

Министерство обороны США сообщило, что Lockheed Martin разрабатывает новую систему поддержки многоцелевого самолета F-35. По словам заместителя министра обороны США по закупкам и обслуживанию Эллен Лорд, она должна быть оптимизирован с точки зрения производительности. Новая система — Интегрированная сеть оперативных данных (ODIN) должна заменить широко критикуемую Информационную систему автономной логистики (ALIS). ALIS должна была поддерживать все аспекты операций F-35, включая планирование миссии, планирование полета, ремонт и плановое обслуживание, а также заказ запасных частей. Однако система стала известна главным образом из-за постоянных проблем. Lockheed Martin и ВВС США пытались исправить ситуацию, но не смогли. Военно-воздушные силы даже назначили специальную команду программистов - Kessel Run, которая разработала программу Kronos в рамках программы Mad Hatter. Она, однако, не оправдала ожиданий. ВВС США настаивают на том, чтобы ODIN был облачной технологией. Такой же должна была стать проектированная прежде ALIS Next (ALIS Next Gen). Многие аналитики считают, что новое название скорее ребрендинг, чем совершенно новая программа. Стоит напомнить, что иностранные пользователи ALIS F-35 предъявляют гораздо более серьезные требования, чем ВВС США. После получения первых самолетов некоторые страны осознали, что их эксплуатация прозрачна для американской стороны из-за постоянной передачи всех данных производителю - Lockheed Martin и, следовательно, вероятно, разведывательным службам США. ALIS делает самолет полностью зависимым от США и практически предотвращает его использование таким образом, который противоречит интересам США. Официально основной задачей ALIS является материально-техническое обеспечение эксплуатации самолета F-35. На практике он заставляет покупать запчасти только у их производителя - Lockheed Martin. Группа и сотрудничающие с ней учреждения располагают информацией в режиме реального времени о состоянии доставленных истребителей и их боевой готовности — наиболее чувствительной точке всех военно-воздушных сил. Они могут использовать это различными способами, например, блокируя поставки ключевых частей для экономических, политических или военных целей. Однако США знают намного больше благодаря ALIS. Система, использующая искусственный интеллект, сообщает, какие миссии выполняют самолеты, какое оружие несут, где они летят и на какой высоте. Эта информация может использоваться различными способами, которые являются неблагоприятными для пользователя. Благодаря им Соединенные Штаты Америки могут заблокировать использование F-35 в операциях, которые они не одобряют. Поскольку данные передаются в облачное хранилище, их могут перехватить враждебные государства со всеми последствиями, которые трудно представить. Это может быть как местоположение самолета, так и кибератака на систему командования ... Некоторые покупатели пытаются уменьшить свою зависимость от ALIS. Например, Норвегия заключила соглашение с Италией, и они совместно работают над изменениями ALIS, чтобы предотвратить передачу конфиденциальных данных о выполненных миссиях и текущем местонахождении отдельных самолетов F-35. Аналогичная система также разрабатывается Израилем и Великобританией, которые были единственными за пределами США странами, получившими доступ (по крайней мере частично) к исходным кодам программного обеспечения. Только израильтяне могут устанавливать свои собственные системы радиоэлектронной борьбы и контроля над оружием на своем F-35I Adir, независимом, по крайней мере, теоретически, от США. По мнению аналитиков из Анкары, именно ALIS стала основной причиной, по которой Турция без сожаления воздержалась от покупки самолетов F-35 и даже участия в их производственной программе. Вскоре может оказаться, что ODIN будет угрожать пользователям даже больше, чем ALIS. Однако для оценки этого придется подождать несколько лет. Ожидается, что новая система поступит в эксплуатацию на всех ВВС США F-35 к декабрю 2022 года. Однако эта дата относится только к самолетам, развернутым на базах США. Самолеты, размещенные за границей и на кораблях, получат его позже. Пока неизвестно, когда ODIN будет предлагаться иностранным покупателям F-35. Андрей Бочкарев

F-35 и облачные технологии - насколько они неуязвимы и надежны?
© AirCargoNews.ru