Курянин 37 лет назад посадил горящий самолёт
Благодаря профессионализму экипажа все бывшие на борту люди остались живы Самолёт «Уральских авиалиний» 15 августа совершил аварийную посадку на кукурузное поле вскоре после взлёта. За спасение более 200 человек пилоты получили звание Героев России. 37 лет назад экипаж Курского объединённого авиаотряда выполнил не менее сложную задачу. Орденов-медалей им не вручили, однако их действия внесли в руководство по лётной эксплуатации самолёта Ан-24. Неспокойный рейс (Фото: Вскоре после приземления самолёт взорвался) 16 декабря 1982 года. Юрий Ермаков и его коллеги на Ан-24 летели из Курска в Одессу с пересадкой в Борисполе. Для лётчика, за плечами которого 8000 часов налёта, ничего сложного. Разве что, как вспоминает Юрий Ильич, погода не радовала, была 10-балльная облачность. Вначале этот рейс практически не отличался от прочих. Самолёт благополучно приземлился в Борисполе и взял курс на Одессу. Через 52 минуты, когда до пункта назначения оставалось всего 110 км, на высоте 5100 метров самолёт загорелся. – Вдруг сигнализация срабатывает, аварийное отключение автопилота и всего остального, и сразу появляется запах гари, горелого хлорвинила, – рассказал Ермаков телерадиокомпании «Сейм». В кабине экипажа произошло возгорание электропроводки за щитком электропитания переменным током, сообщает сайт www.nash-ostrov.ru со ссылкой на официальные документы. Командир приступил к экстренному снижению, о случившемся сообщили диспетчеру в Одессу, бортпроводник принялся тушить пожар. Были использованы все переносные огнетушители, но справиться с огнём не удавалось. Густой дым мешал дышать. Ермаков решил садиться на ближайшем ровном поле. Как позже выяснится, это было единственно правильное решение. Определять высоту ему помогал стажёр Владимир Скарюкин. У самолёта работали только двигатели. Спасали, нарушая инструкцию Когда появилось пламя, экипаж надел кислородные маски. Для пассажиров специальной защиты не было, пришлось закрывать лица и дышать через полотенца и платки. Им помогала бортпроводница Наталья Леонова. И конечно, положительную роль сыграли предложения бортмеханика. Экипаж в нарушение инструкции разгерметизировал самолёт, что позволило людям не задохнуться. – Очень большую помощь оказал бортмеханик, – вспоминает Ермаков. – Он предложил: пассажиры задыхаются, туда дым идёт, давай разгерметизируем самолёт. Разгерметизировали. Давай откроем передний багажник. Открыли передний багажник. У нас горит в кабине, а передний багажник рядом, туда стало вытягивать дым, пассажиры не задохнулись. Когда горело, он над моей головой держал пальто, потому что на голову сыпался плавящийся пластик. У меня рукав горел, под маской волосы немного обгорели. (Фото: Экипаж самолёта (слева направо): Николай Бородин (бортмеханик), Наталья Леонова (бортпроводник), Михаил Мартыненко (штурман), Юрий Ермаков (командир), Владимир Скарюкин (второй пилот)) Через 7 минут 40 секунд после появления дыма лётчик посадил Ан-24 на клеверном поле, не выпуская шасси. Тормозной путь составил примерно 350 метров, после этого самолёт остановился. Обшивка фюзеляжа была сорвана, огонь горел ещё сильнее. Экипаж сразу же приступил к эвакуации пассажиров. Основную дверь и аварийные люки заклинило, удалось открыть только заднюю багажную дверь. Через неё люди и выбрались. Пассажиров успели отвести на безопасное расстояние, вскоре после посадки самолёт взорвался, от него практически ничего не осталось. Однако благодаря профессионализму экипажа люди остались живы. Именные часы в награду Уже на земле, когда опасность была позади, нервное напряжение тех неполных 8 минут дало о себе знать. – Знаете, вот когда, если грубо сравнить, собака долго бежит – на охоте или что-то, она потом стоит, и у неё ребра так – ты-ты-ты. Вот так несколько часов у меня рёбра потом. Я не ходил, я не бегал, а рёбра вот так. Всё это, конечно, на взводе. И два дня, особенно первую ночь, я вообще не спал. Не хотелось спать, просто не хотелось, – рассказал Ермаков. На место происшествия тогда практически сразу прилетела его жена Нелли Георгиевна. Для неё важно было увидеть, что любимый человек жив. Среди причин происшествия, как пишет сайт www.nash-ostrov.ru, названы отказ техники, недостатки в конструкции и ошибка в техническом обслуживании. Сначала не обошлось без перегибов – экипажу попеняли, что они не долетели до Одессы. Потом, правда, разобрались и признали, что поступили лётчики правильно, и только так можно было спасти людей. Министр авиации СССР наградил экипаж именными часами. Действия экипажа внесли в руководство по лётной эксплуатации самолёта Ан-24 как рекомендацию к действию в подобных условиях. В Курском аэропорту на стенде истории предприятия висит фотография этого героического экипажа. Такой же снимок хранится у Юрия Ильича. Несмотря на пережитое происшествие, он не ушёл из авиации, летал до 1995 года. К тому времени успел налетать около 16 тысяч часов. Сейчас Ермаков вместе с супругой наслаждается заслуженным отдыхом. И каждый год вспоминает ту посадку на клеверном поле в 1982 году. Справка «КИ» Удачные аварийные посадки (по данным сайта fishki.net) 21 августа 1963 года Лайнер Ту-124 компании «Аэрофлот» сел на Неву в черте Ленинграда. Самолёт следовал из Таллина в Москву, у него заклинило стойки шасси. Было принято решение экстренно садиться в аэропорту «Пулково». Пока экипаж вырабатывал топливо над городом, отказали оба двигателя. Пилоты спланировали на воду. В результате выжили все – 45 пассажиров и 7 членов экипажа. 15 января 2009 года Airbus A320 вылетел из Нью-Йорка в Сиэтл и практически сразу столкнулся со стаей птиц. В результате у самолёта отказали оба двигателя. Командир решил садиться на Гудзон. Благодаря профессионализму экипажа и спасателей выжили все 155 человек (150 пассажиров и 5 членов экипажа). 7 сентября 2010 года Лайнер Ту-154 авиакомпании «Алроса» совершал рейс из города Удачного в аэропорт «Домодедово». На высоте 10600 метров у него исчезло электропитание, перестали работать навигационные системы, связь и перекачивающие насосы. В расходном баке оставалось топлива на 30 минут полёта. Запустить запасной генератор не удалось. Экипаж искал место для аварийной посадки. Летчики увидели заброшенный аэродром аэропорта Ижма (республика Коми), который использовался в качестве вертолётной площадки. Благодаря их мастерству, а также начальнику вертолётной площадки Сергею Сотникову, который поддерживал её в рабочем состоянии, лайнер удалось благополучно посадить. Выжили все 72 пассажира и 9 членов экипажа.