Смерть за 170 долларов. Как в 2004 году над Ростовом взорвался Ту-15
Крупные авиационные катастрофы в результате терактов произошли практически одновременно во вторник 24 августа 2004 года. С интервалом в одну минуту в воздухе взорвались два авиалайнера: Ту-134А-3 авиакомпании «Волга-Авиаэкспресс» (рейс 1303 Москва – Волгоград) и Ту-154Б-2 авиакомпании «Сибирь» (рейс 1047 Москва – Сочи). О версиях, причинах и последствиях произошедшего, рассказывает «АиФ-Ростов». Рейс Москва – Сочи Оба самолёта отправились поздним вечером из московского аэропорта Домодедово. Через час с небольшим с момента взлёта оба рухнули на землю после взрыва в воздухе. Рейс 1303 потерпел катастрофу около населённого пункта Бучалки в Тульской области, а борт, следовавший рейсом 1047, разбросало в Каменском районе Ростовской области. Всего погибли 90 человек. В Сочи летели 38 пассажиров и восемь членов экипажа. О технических характеристиках Ту-154 известно, что выпущен он был Куйбышевским авиационным заводом в 1982 году. На момент трагедии эксплуатировался авиакомпанией «Сибирь». Оснащён тремя двухконтурными турбовентиляторными двигателями. На день теракта налетал 30751 часов, и хотя был старой модели, к работе считался вполне пригоден и допущен. 48-летний командир воздушного судна пилот первого класса Михаил Гурьев, (налет 5732 часа) был самым старшим в команде. Самый молодой член экипажа – бортпроводница Марина Худеева, ей только исполнилось 25. Во время полёта над Ростовской областью, в 22 часа 53 минуты, в хвостовой части лайнера произошёл сильный взрыв. Были перебиты приводы и проводки управления. В борту образовалась дыра, хвостовая часть оторвалась. Самолёт потерял управление и начал падать. Экипаж был опытным, он всеми силами пытался удержать машину в воздухе, но в 22:55 неуправляемый лайнер потерпел крушение и полностью разрушился. Тела падали на хутора Основным местом катастрофы Ту-154 стало поле в восьми километрах от поселка Глубокий (в ста километрах от Ростова-на-Дону). Радиус же разброса фрагментов самолета составил около 25 километров. Некоторые обломки упали на жилые дома поселка, но на земле никто не пострадал. Как тогда писали СМИ со ссылкой на представителя областного управления МЧС Наталью Власенко, уже через 30 минут после получения сигнала тревоги первые поисково-спасательные подразделения были на месте ЧП. Однако реальные результаты появились утром, после восхода солнца. Был найден фюзеляж самолета, а в полуторе километров от него и хвостовое отделение. Местность прочёсывали более тысячи человек. И только к 16 часам 25 августа обнаружели первые шесть тел. Позже останки находили в районе станицы Зеленовской и хутора Крутые Горки. «В четверть седьмого утра я вышел покормить скотину, - рассказал в те дни житель хутора Юрий Бодрин корреспонденту газеты «КоммерсантЪ». - Около хоздвора увидел разбросанную кучу навоза. На ней лежала секция из трех пассажирских кресел. В двух были люди - женщина лет 35, светловолосая, рядом с ней девочка лет семи в одном носке и футболке. У нее на шее был золотой крестик. Оля, закричал я жене, звони скорее в милицию - нам людей из самолета выкинули!» Также местные жители отмечали, что на земле не было крови, только тела: «но тела обмякли, как будто в них не было костей». Пока специалисты вели поисковую операцию, местная детвора тоже находила обломки. Говорят, что почти каждый окрестный мальчишка в тот август стал владельцем страшного сувенира. Терактов могло и не быть Версий произошедшего было несколько: плохое горючее, ошибки пилотов, погодные условия, «усталость» техники. Но учитывая то, что впервые в истории мировой гражданской авиации два самолета разбились в одном районе почти синхронно и не сталкиваясь, собрав впоследствии доказательства, госкомиссия остановилась на теракте. «Здесь все признаки того, что произошло насильственное действие – либо захват самолета, либо попытка угона, которая не удалась и было принято решение по уничтожению», – комменитровали тогда трагические факты руководитель Центра военного прогнозирования Анатолий Циганок и другие специалисты. Сейчас уже известно, что взрыв в «ростовском» самолёте устроила террористка-смертница – 37-летняя Сацита Джебирханова. Ее и Аминат Нагаеву (взорвашую второй самолет) еще до вылета задержал в аэропорту Домодедово капитан милиции Михаил Артамонов. Основание – проверка документов. Смертницы в тот момент были одеты легко, судя по всему, еще без взрывчатки, и особого подозрения не вызвали. Артамонов проверил бумаги, но не обыскал женщин и отпустил. B течение следующего часа спекулянт Армен Арутюнян продал им билеты без предъявления паспортов. Нагаева купила входной талон на тот свет за 170 долларов, а Джебирханова дала взятку 2000 рублей за помощь в покупке любого билета. 1000 рублей Арутюнян передал представителю авиакомпании «Сибирь» Николаю Коренкову за переоформление билета на более ранний рейс. Затем террористки без проблем прошли предполетный контроль и попали на борт самолетов. И случилось то, что случилось. Добавим, что родная сестра Аминат через несколько дней будет уничтожена во время штурма захваченной школы в Беслане. Преступление и наказание В ходе следствия милиционера Артамонова обвинили в преступной халатности, судили и приговорили к семи годам лишения свободы. Арутюнян и Коренков были приговорены к полутора годам колонии. Сразу после терактов ответственность за них взяла на себя организация «Бригады Исламбули». Но Шамиль Басаев заявил, что теракты подготовил он, потратив четыре тысячи долларов. В одном из интервью чеченский террорист утверждал, что отправленные им люди не взрывали самолёты, а только захватили их. Следует добавить, что шесть пассажиров зарегистрировались на рейс 1047 с опозданием, на борт они не попали, багаж им вернули. Выяснением обстоятельств этого факта и причастности опоздавших к трагедии занималась специальная комиссия. Что ей удалось выяснить – не оглашалось. Прошло 15 лет. Траурная панихида по жертвам теракта пройдет на месте крушения самолета Ту-154 в Каменском районе Ростовской области 24 августа 2019 года.