Войти в почту

Курган вошёл в воздушный мост «Москва-Владивосток»

В 1925 году началось строительство воздушной линии «Москва–Курган–Владивосток». Успешные перелеты советских летчиков по маршруту Москва–Пекин подтвердили возможность организации воздушного сообщения центральных районов страны с Уралом, Сибирью и Дальним Востоком. Самолеты не были частыми гостями в нашем городе, поэтому сообщение о прокладке через наш город Транс–Сибирской трассы вызвало у горожан очень большой интерес. О становлении авиасообщения в Кургане ИА «Уральский меридиан» рассказывало ранее. Нельзя сказать, что курганцы ранее не видели подобных машин, впервые самолет над Курганом поднялся в воздух еще 17 июля 1912 года. О невиданном зрелище того времени горожан известила реклама, заранее размещенная в городе. Самолеты совершали посадки на курганском «аэродроме» и в последующие годы, но, строительство подобной трассы вызывало в курганцах чувство большой гордости. В 1925 году газета «Красный Курган» сообщала о строительстве воздушной линии «Москва – Курган – Владивосток»: «В Кургане будут ночевки самолетов три раза в неделю. Нашу газету можно будет отправлять в деревню по воздуху и спускать с самолетов. Новый воздушный путь поможет хозяйственному и культурному возрождению нашего округа, — писал в статье комендант курганского аэродрома летчик Казимир Врачинский. В октябре 1925 года руководство «Добролета» (Российское Общество Добровольного воздушного флота РСФСР) приняло важное решение о создании в Кургане постоянного аэродрома, первым комендантом которого был назначен летчик Казимир Михайлович Врачинский, в 1918 году сражавшийся на стороне колчаковцев, затем в декабре 1919 года был пленен бойцами Красной Армии, затем вернулся в Курган и стал работать специалистом по организации приема самолетов на бывшем аэродроме авиашколы. «Курганским отделением Авиахима было получено сообщение о том, что в сезон 1926 года будет работать «Транс – (сквозная) Сибирская воздушная линия от Москвы до Владивостока. Эта линия будет проходить через Курган, при чем, на нашем аэродроме будут остановки самолетов. В первый летний сезон 1926 года аэродром будет «питательным пунктом», т.е. пролетающие самолеты будут садиться здесь для того, чтобы запастись горючим материалом (бензином и прочим) сообразно этому, оборудование аэродрома будет заключаться лишь в жилом помещении с мастерской и складе горючих и смазочных материалов». С осени 1925 года, ближе к зимнему сезону, курганский аэродром (место посадки самолетов) должен был считаться «базой 1-го участка», т.е. на нем должны были останавливаться самолеты, производиться их осмотр и текущий ремонт. Для этого, на курганском аэродроме, который в то время располагался в чистом поле, там, где сейчас располагается часть поселка Восточный, который не был оборудован, без средств навигации и радиосвязи, должен был быть выстроен ангар. Место для курганского аэродрома было выбрано очень удачно. Во – первых, он располагался в степи за городом, что давало открытые, без препятствий подходы для взлета и посадки самолетов, во — вторых, аэродром очень легко было отыскать с самолета даже в условиях плохой видимости. Вот на таком «аэродроме» было принято решение к осени 1925 года поставить ангар (помещение для самолетов). Таким образом, в Кургане был размещен опорный пункт, куда были направлены опытные механики и комплекты запасных частей, вплоть до авиамоторов. Линия организовывалась Акционерным обществом Добровольного Воздушного флота РСФСР – «Добролетом» и Народным Комиссариатом почт и телеграфов. Полеты предполагались три раза в неделю на мощных самолетах. Необходимость организации этой линии была очевидна не только с точки зрения развития воздушного транспорта СССР, но и с точки зрения развития международных воздушных сообщений. «Европейская часть нашей республики и особенно ее южная часть с каждым годом увеличивает количество воздушных линий и рейсов по ним, что диктуется политической и экономической необходимостью, — писала газета «Красный Курган». К тому же этим обуславливается развитие нашего воздушного флота. В скором времени после организации наша «Транс – Сибирская воздушная линия» будет иметь мировое значение, так как она будет являться самым большим участком кругосветного воздушного пути. Весь путь (воздушный) вокруг земного шара, проходящий через мировые экономические (хозяйственные) центры, через Москву – Владивосток – Японию – Нью – Йорк – Париж – Берлин – Варшаву – Москву имеет общую длину 29.500 километров (километр немного меньше версты). Транс – Сибирская линия имеет протяжение почти 9000 километров (8977), являясь самым большим участком кругосветного воздушного пути и величайшей на свете линией. В настоящее время величайшей в мире воздушной линией является линия Сан – Диего – Нью – Йорк (в Америке), протяжением в 4290 километров. Транс – Сибирская линия будет длиннее более, чем в два раза, — восторженно писала газета». В дальнейшем планировалось организовать воздушные линии, идущие на север и юг от этой магистрали: «Эти авиационные ветки, связывающие отдельные и глухие «медвежьи» уголки нашей Республики, будут способствовать экономическому и культурному возрождению наших далеких окраин. Такие воздушные линии, идущие в дикие места севера, будут единственными надежными и быстрыми способами сообщений». В это же время производились работы по прокладке воздушной линии из Иркутска на золотые прииски Алдана. Эта линия давала возможность держать связь с приисками круглый год, чего не могло быть раньше. Проект маршрута разрабатывался группой специалистов Общества «Добролет»: «Пока трудно сказать, каковы будут взаимоотношения между Обществом «Добролет» и «Авиахимом», но, одно несомненно, что в сотрудничестве этих двух организаций будет залог успешного завершения работ, — писала газета, существование линии даст возможность местному обществу «Авиахим» развернуть широкую агитационную работу и впоследствии начать борьбу с вредителями сельского хозяйства в округе, исполняя, таким образом, главнейшие свои задачи. Транс – сибирская линия, связывающая Красную Москву с «золотым дном» Республики – Сибирью, будет мощным двигателем экономического и культурного строительства СССР». Международные перелеты начались в 1926 году. 27 июля на курганский аэродром приземлились два пассажирских самолета системы «Юнкерс». В 1929 году на аэродроме начала строиться авиационная станция и ангар на три самолета. Фото превью: engine-market.ua

Курган вошёл в воздушный мост «Москва-Владивосток»
© Уральский меридиан