Ещё

Увидеть Россию с высоты и умереть. На отечественной авиации рано ставить крест 

Фото: РИА "ФедералПресс"
Трагедия в аэропорту Шереметьево заставила общественность и экспертов более пристально смотреть за состоянием отечественной гражданской авиации. Дополнительно интерес подогревается множеством новостей об отмене очередного полета «Сухого».
При этом ряд аналитиков сходится во мнении о том, что большая часть полетов Sukhoi Superjet 100 отменяется не только по причине технических неисправностей, но и из-за перестраховки компаний, — результатов расследования трагедии в Шереметьеве пока нет. Хотя такие решения не являются прецедентом, они были и ранее.
Согласно официально представленным данным Росавиации, на внутренних российских рейсах наиболее популярными моделями являются: Boeing 737, Airbus и Sukhoi Superjet. При этом указанные лайнеры имеют схожие размеры, устройство салона.
Например, в парке «Аэрофлота» Airbus A320-214 (80 самолетов), A-321-211 (36), A-330-243 (5), A-330-343 (17), Boeing 737-8LJ (19), B-737-800 (28), B777-3MOER (17), B777-300ER (2), Sukhoi Superjet (49).
7700, 7600 и 7500 — не просто числа
После трагедии в аэропорту Шереметьево на каждый сигнал, поступающий с борта того или иного самолета, реакция изменилась. Теперь, по мнению ряда аналитиков, каждый такой случай будет какое-то время восприниматься как сигнал о надвигающейся трагедии.
В авиации существуют общепринятые позывные, которые говорят о том или ином происшествии на борту. Так, 7500 подается при захвате самолета, 7600 — при потере связи, 7700 — авария или катастрофическая ситуация на борту. Эксперты обращают внимание на то, что не каждая подача сигнала говорит о происшествии.
Часть сигналов могут быть временными или ложными, так как подаются автоматически датчиками, которые зависят от сигнала сети, его качества, погодных условий. Связь, например, может пропасть на неопределенный срок. К таким примерам можно отнести рейс, следовавший из Калининграда в Москву (Boeing 737-800). С самолета поступил сигнал 7700, но полет продолжился без каких-либо проблем.
Согласно открытым данным, представленным международным порталом, за апрель и первую половину 2019 года зафиксировано 28 сигналов о проблемах, из которых три — о захвате самолета, еще столько же — о потере связи, а 22 — о критическом происшествии на борту.
Если говорить о захвате воздушного судна, то все сигналы оказались ложными. Так, 12 апреля на следовавшем из Калининграда в Москву рейсе (Boeing 735) была зафиксирована потеря связи, которая носила временный характер, а борт благополучно приземлился по расписанию.
Аналогичная ситуация сложилась и с сигналом 7700, исключением из которой можно назвать происшествие в Шереметьеве, в результате которого погибли люди.
Велосипед не изобрели, все придумано до нас Многие эксперты, говоря о Sukhoi Superjet, отмечали, что с его созданием «велосипед не изобрели», так как схожие конструктивные решения были и в других моделях, в том числе и зарубежного производства.
Напомним, одной из версий или дополнительным негативным фактором в трагедии в Шереметьеве назывались узкие проходы, из-за которых пассажиры не смогли оперативно покинуть горящий самолет. Отмечалось и неудобное расположение мест для ручной клади: пассажир, забирая вещи, фактически блокирует проход для выхода.
Есть и официальные данные. Например, количество мест в Airbus A321 может варьироваться от 220 до 236. При этом ширина салона составляет 3,7 метра, а в одном ряду расположено шесть сидений (по три с каждой стороны). Ширина салона Boeing 737-800 примерно соответствует А321 — 3,54 метра, при 189 посадочных местах. Схема рассадки здесь аналогична — шесть мест в ряду по три с каждой стороны. У Sukhoi Superjet 100 при 98 посадочных местах ширина салона составляет 3,2 метра. При этом в каждом ряду расположено пять мест — два с одной стороны и три с другой. Стоит отметить, что в каждой из упомянутых моделей над головой имеется багажное отделение для ручной клади.
При этом ширина прохода у Sukhoi Superjet и Boeing одинакова — 508 мм. Примерно аналогичные параметры и у Airbus A321: около 20 дюймов, то есть примерно 51 сантиметр. При сохранении количества и схемы мест, но установке кресел как на «Боинге», «Сухой» может расширить проход до 668 мм.
Представленные данные, которые находятся в открытом доступе, показывают, что схема салона, расположение мест под ручную кладь, а также ширина проходов в этих моделях фактически одинаковы. Если верить версии о том, что пассажиры не смогли оперативно покинуть салон, то можно сделать вывод — это невозможно ни в одной из моделей.
Статистика — дама упрямая
После происшествия в Шереметьеве внимание в первую очередь приковано к Sukhoi Superjet. Эксперты отмечают: пока официально не названа причина происшествия в столичном аэропорту, в том числе и возможные технические неисправности самолета, «Сухой» фактически поставили на карантин, отменяя рейсы при малейшем подозрении. Такая практика, на самом деле, носит международный характер. Возможно, именно поэтому «Аэрофлот» в течение недели после катастрофы Sukhoi Superjet 100 отменил почти 50 рейсов на самолетах этого типа.
Но эксперты отмечают, что нужно быть объективными. Так, 8 мая самолет Utair, летевший из Москвы в Милан, вернулся во Внуково из-за неубранного шасси. Перед посадкой, согласно инструкции, лайнер вырабатывал топливо. Уже 14 мая в том же аэропорту у Boeing 737-800 возникли технические проблемы с шасси. Командир принял решение прекратить полет, также вырабатывал топливо перед аварийной посадкой. Оба лайнера совершили посадку, жертв и пострадавших нет.
Таким образом, поломки случаются на всех моделях, как и ошибки пилотиврования. Данные об этом также имеются в свободном доступе.
С земным притяжением не поспоришь
Несмотря на разговоры об опасности отечественного лайнера, в истории всего два происшествия, при которых погибли и пострадали люди. Вторым стала трагедия в Шереметьеве. Первая трагедия, связанная с Sukhoi Superjet, произошла 25 июля 2009 года. Тогда борт столкнулся с горой Салак около Джакарты. Погибло 45 человек, трое из которых были членами экипажа, а 42 — пассажиры. Причиной происшествия названа ошибка экипажа.
21 июля 2013 года самолет совершил вынужденную посадку при испытательном полете без шасси. 12 июля 2018 года произошел аналогичный случай, также при тестовых полетах лайнер приземлился без шасси, которые не выдвинулись по технической причине. Еще одна авария «Сухого» произошла 10 октября 2018 года. При заходе на посадку борт попал в стык между рабочей и ремонтируемой частью взлетно-посадочной полосы, в результате чего у лайнера обломились обе стойки основного шасси. Стоит отметить, что погибших при этих ЧП не было, остальные случаи с «Сухим» касались его транспортировки в аэропортах. В октябре 2015 года в аэропорту Мехико он столкнулся с трапом, а в феврале 2019-го при транспортировке крылом зацепил мачту освещения.
История Airbus более долгая; может быть, это сказывается на количестве происшествий, но статистика говорит о том, что в общей сложности в результате катастроф и серьезных аварий было потеряно 42 самолета, лайнер пытались угнать 16 раз, при этом погиб один человек. Всего в этих происшествиях погибли 1393 человека. При этом в статистике учитываются все модификации самолета.
Самая крупная авария Airbus произошла 31 октября 2015 года. Тогда самолет был взорван террористами, погибло 224 человека.
Если же брать трагедии, случившиеся с момента первой аварии Sukhoi Superjet, то можно перечислить несколько случаев. 28 июля 2010 года при заходе на посадку в Исламобаде в сложных метеоусловиях лайнер врезался в гору, погибло 152 человека. В январе 2014 года самолет рухнул в Японское море из-за неполадок бортового компьютера и ошибочных действий экипажа по их устранению, жертвами стали 162 человека, включая членов команды. В мае 2015 года второй пилот намеренно направил лайнер в горный массив, 150 погибших. В феврале 2016 года на одном из бортов произошел взрыв, самолет удалось посадить, но погиб один человек. В мае 2016 года лайнер упал в воду незадолго до посадки, на данный момент результатов финала расследования нет. Погибло 66 человек.
В 2010 году в Стамбуле Airbus выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы из-за проблем с шасси. Аналогичное происшествие случилось и в сентябре 2011-го. А в 2010 году экипаж грубо посадил лайнер, в результате воздушное судно просто списали. В мае 2012-го пилот ошибся при заходе на второй круг и задел хвостом ВПП. В 2014 году во время разгона пилоты неожиданно прекратили взлет и самолет выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы. В этом же году один из бортов Airbus был вынужден совершить экстренную посадку, так как возникла потеря управления. В апреле 2014 года произошло сразу два случая с участием этого самолета: при посадке он зацепил антенну, после чего вылетел с ВПП (борт списан), а еще у самолета загорелся двигатель, при экстренной посадке лайнер развернуло на 180 градусов. Также было достаточно много опасных сближений и возвращений в аэропорты из-за погодных условий, а в мае 2018 года в полете оторвалось лобовое стекло кабины экипажа со стороны второго пилота.
Со статистикой происшествий Boeing немного сложнее, так как 737-й включает в себя множество модификаций. На 10 марта 2019 года в результате катастроф и серьезных аварий были потеряны в общей сложности 211 лайнеров. Стоит отметить, что 122 из них — семейства Original. Всего в происшествиях погибло 5386 человек.
Самая крупная катастрофа в России с Boeing 737 произошла в Перми в 2014 году. Лайнер упал в черте города на железную дорогу, погибли все, кто находился на борту (88 человек). Крупнейшая в мире трагедия с участием этого самолета произошла 29 октября 2018 года у Джакарты. Лайнер упал в море вскоре после взлета. Все 189 человек на борту погибли. Схожая трагедия произошла 10 марта 2019 года. Самолет упал через шесть минут после взлета, погибло 157 человек. По предварительной версии, причиной могла стать некорректная работа бортового компьютера, а также ошибки пилотов при внештатной ситуации.
Ряд экспертов отмечает: открытые данные говорят о том, что аварии с участием самолетов не являются систематичными. При этом наибольшее их количество происходит не столько из-за отказа техники, сколько из-за ошибок экипажа при пилотировании, особенно в нестандартной ситуации.
Традиционно после происшествия с каким-либо типом самолетов его полеты сводят к минимуму, проводят «карантин». Ограничения, как правило, снимаются после того, как появляется официальная причина происшествия. Так было не только с Sukhoi Superjet, но и с Boeing, Airbus и остальными.
Стоит отметить, что россияне достаточно патриотично относятся к отечественному производству самолетов. Согласно данным, приведенным ВЦИОМ, 78% опрошенных считают, что в России умеют делать качественные самолеты, а отечественный сектор авиапрома необходимо развивать, несмотря на существенные финансовые затраты. Фото: ФедералПресс / Андрей Гусий, Следственный комитет России
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео