Войти в почту

«Останки летчиков остаются лежать в земле на месте трагедии, а в могилах хоронят их личные вещи»

Артем, несколько лет назад сахалинские активисты поискового движения совместно с другими организациями провели уникальную операцию — с помощью вертолета вывезли из лесных зарослей фрагменты штурмовика «Ил-2КР». Этот самолет разбился 30 ноября 1950 года в Корсаковском районе. Тогда же появилось предположение, что на месте трагедии лежат останки летчиков. Вы продолжаете поиски? – Мы работаем на месте катастрофы с 2012 года и до сих пор не оставляем надежды найти останки авиаторов. В той трагедии погибли два человека: летчик, старший лейтенант Павел Сергеевич Реуцков и штурман, старший лейтенант Александр Петрович Попов. Их имена удалось выяснить благодаря многолетней работе в архивах. Оттуда же мы знаем о некоторых обстоятельствах крушения. Нам известно, что 69 лет назад, 30 ноября, корректировщик-разведчик «Ил-2» вылетел с аэродрома в Новоалександровске на выполнение служебного задания. Полет был недолгим: спустя полчаса в зоне полета резко ухудшились метеоусловия. Экипаж с задания не вернулся. В документах расследования сказано, что самолет упал в море. Этот полевой сезон начали в конце апреля как раз выездом на место падения самолета. За все время работы мы нашли много личных вещей, несколько небольших косточек. Но крупных останков мы по-прежнему не смогли обнаружить. «Ил-2» это не единственный самолет, с которым вы работаете. Известно, что на юге Сахалина, в районе горы Майорская, лежит военный самолет. Вы знаете что-то об этом крушении? – По нашим предположениям, там лежит самолет заместителя командира третьей авиаэскадрильи по летной подготовке капитана Вениамина Суханова. 21 мая 1954 года его воздушное судно столкнулось в небе с самолетом «МиГ-17» старлея Александра Зиновьева. Они служили в одном авиаполку 105-го авиационного корпуса ТОФ. В тот день Зиновьев взлетал с Корсаковского аэродрома для выполнения задания, а Суханов возвращался на землю. По какой-то трагической случайности в нашем огромном сахалинском небе они столкнулись и погибли. Самолет Александра Зиновьева упал на горе Красной. На месте трагедии в 2017 году мы вместе с его дочерью Татьяной установили памятную табличку. На ней содержатся данные о погибшем летчике и деталях авиакатастрофы. А вот точного указания на место падения самолета капитана Суханова все еще нет. В архиве написано – «район горы Майорской», но где именно упал самолет, неизвестно. Наши активисты не раз предпринимали попытки найти самолет. Но там густые заросли бамбука и кедрового стланика, пройти очень сложно. До этого года все поиски были безуспешными. Однако в этом году, во время майских праздников, мы наконец-то вышли на след истребителя. Наши друзья, местные туристы, гуляли в пригороде Южно-Сахалинска. Им пришлось сократить путь и уйти с маршрута. На обратном пути они наткнулись на обломки самолета – детали лежали в двухметровых бамбуковых зарослях. Ребята передали нам координаты того места и фотографии. 12 мая мы выехали туда – и нашли фрагменты хвостовой части истребителя «МиГ-17». Установить номер двигателя самолета, который там разбился, не получилось. Обломки лежат в мерзлой земле. Откопать их пока нереально – нужно дождаться, пока потеплеет. Мы обязательно продолжим поиски других фрагментов самолета. Судя по всему, майские праздники у вас получились насыщенные. Какие еще исторические тайны удалось раскрыть сахалинским поисковикам? – В начале месяца мы работали на месте падения истребителя в Макаровском районе. Там в 1956 году разбился «МиГ-15бис», который пилотировал лейтенант Илья Кашин. Но подтверждения того, что это обломки того самого борта, долгое время не было. Мы несколько дней работали в воронке, которая образовалась от падения самолета. Обнаружили большое количество «рваного» алюминия. Среди них нашли два дубля с заводским номером самолета – которые и стали подтверждением. В ближайшее время мы вернемся на место авиакатастрофы, чтобы установить памятную табличку. Часто бывает, что останки летчиков остаются лежать в земле на месте трагедии, а в могилах хоронят их личные вещи — все, что удалось найти на месте трагедии. Поэтому мы всегда проверяем место катастрофы. Останков Ильи Кашина не нашли – значит, он похоронен в существующей могиле на кладбище поселка Гастелло. Сезон активной работы на Сахалине только начинается. Какие у вас планы? – Традиционно состоится экспедиция на Курильский остров Шумшу. Там в августе 1945 года началась Курильская десантная операция. Мы уже пять лет ездим туда, ищем погибших и пропавших без вести защитников Отечества. В этом году, скорее всего, поедем в июле. Конечно же, не оставим в стороне работу по социальным проектам — выставки, встречи со школьниками. Из ближайших планов — экспедиция в Смирныховский район. Сегодня-завтра к нам должны приехать коллеги из Хабаровска. Вместе с ними отправимся на поиски в места боев Южно-Сахалинской наступательной операции – это август 1945 года. В прошлом году в том районе мы нашли останки двух советских бойцов. Работать там планируем до конца мая. Фото регионального отделения ООД «Поисковое движение России»

«Останки летчиков остаются лежать в земле на месте трагедии, а в могилах хоронят их личные вещи»
© РИА "ФедералПресс"