«Похоже, растерялся»: военный летчик проанализировал действия пилота Суперджета
Эксперты назвали три вероятные причины авиакатастрофы в Шереметьево суперджета рейса «Москва-Мурманск». Это недостаточная квалификация пилотов, диспетчеров и лиц, проводивших технический осмотр судна; неисправность самолета; неблагоприятные метеоусловия. Скорей всего, сложилась совокупность всех факторов. Специалистам предстоит рассмотреть каждую из причин отдельно и прийти к единому мнению. 1. ПОПАДАНИЕ МОЛНИИ Одним из факторов стало попадание молнии в самолет. «Вечерняя Москва» спросила летчика-инструктора первого класса, подполковника запаса Вооруженных сил Игоря Голованова, при каких условиях в самолет попадает молния и насколько чревато это последствиями для борта. Попадание молнии в самолет – ситуация сама по себе нетипичная. — Представляете, сколько вокруг Шереметьева летало самолетов именно в тот момент? Очень много. А в мощное кучевое облако попал только один. Почему он туда влез? А он там был, судя по многим факторам, и именно оттуда начала развиваться аварийная ситуация, — рассказал военный летчик. Можно ли было избежать попадания в грозовое облако? Насколько часто в самолеты попадают молнии? — Такое не часто, но случается. Для этого у самолетов есть статические разрядники, но они для небольшой силы тока, а молния — очень мощный разряд, поэтому радиоэлектронное оборудование выходит из строя. Это не громоотвод на здании, который разряжается в землю. Но даже когда пропадает радиосвязь, это не критично, — заметил эксперт. По словам летчика, в документах есть инструкции на все случаи жизни. И попадание молнии, и перебои со связью не являются веской причиной для того, чтобы посадить самолет неаккуратно. — Я сомневаюсь, что опытный летчик не знал, чем это может закончиться. Шесть тысяч часов налета — это не шутки, он наверняка знал о последствиях. Скорей всего либо экипаж поздно заметил кучевое облако, либо не прошла информация, — сделал выводы собеседник «Вечерней Москвы». 3. ТЕХНИЧЕСКАЯ НЕИСПРАВНОСТЬ СУДНА На самом ли деле стойки шасси были настолько хрупкими, что просто подломились? — Техника, в том числе и стойки, рассчитана на посадку с максимальным весом, но есть особенности. Скорей всего, это ошибка пилотирования: слишком вертикальная посадка при повышенной скорости. Но это лично мое субъективное мнение, не могу ничего утверждать, — сказал эксперт. Командир экипажа был военным летчиком, после выхода на пенсию перешедшим в гражданскую авиацию. Насколько военные летчики могут управлять пассажирскими лайнерами? — Отлично могут управлять. Аэродинамика везде одна. Мы учили людей для дальней авиации, там небольшие нюансы. Лично я выучил человек десять, не меньше, военных, кто впоследствии стал летать на гражданских бортах. Однако летчик суперджета был выпуска 1998 года Балашовского военного летного училища. Этот год сразу после выпуска уволили в запас. Но 6 тысяч часов налета — не шутка, — отметил Игорь Голованов. При этом эксперт отметил, что в советское время подготовка гражданских летчиков в том же «Аэрофлоте» была намного строже, чем в армии, но потом ситуация поменялась. И сейчас армейские летчики подготовлены лучше, чем гражданские. — Мы учим только на самолетах, не используем тренажер, — подчеркнул военный инструктор. СПРАВКА Напомним, что трагедия в аэропорту Шереметьево случилась вечером 5 мая. На борту судна Superjet 100, которое следовало из Москвы в Мурманск, находилось 78 пассажиров и членов экипажа. При аварийной посадке в самолете произошло возгорание, которое унесло жизни 41 человека. Читайте также: Трагедия в Шереметьеве: истории жизни тех, кого не стало