Войти в почту

Катастрофа «Боинга-747» над СахалиномТрагедия разыгралась в ночь на 1 сентября 1983 года. Самолёт южнокорейской компании «Korean Air», летевший из Нью-Йорка в Сеул через Анкоридж, отклонился от заданного курса и вместо следования над нейтральными водами Тихого океана зашёл в закрытое воздушное пространство СССР. Борт прошёл над Камчаткой, где располагался ряд военных объектов, из-за которых, собственно, над этими местами любые полёты и были запрещены. Затем самолёт ненадолго покинул воздушное пространство СССР, продолжая следовать над Охотским морем, а после снова пересёк границу, отклонившись почти на 300 километров в сторону Сахалина. Военные посчитали, что имеют дело с самолётом-разведчиком. Настолько траектория полёта была странной для гражданской авиации. Когда южнокорейский борт пролетел над мысом Терпения, на перехват был поднят советский истребитель Су-15. Его пилот Геннадий Осипович дал несколько очередей из авиационной пушки, а далее попытался связаться с экипажем «Боинга» по радио. Однако безуспешно. В итоге с земли поступила команда уничтожить цель. По южнокорейскому самолёту было выпущено две ракеты Р-98. Одна из них взорвалась рядом с хвостом, нарушив тем самым систему управления. «Боинг» по спирали стал падать вниз и почти со сверхзвуковой скоростью упал в проливе Лаперуза, что в 37 километрах от побережья Сахалина в нейтральных водах. Погибли все находившиеся на борту люди: 246 пассажиров и 23 члена экипажа. Среди погибших — член Палаты представителей США Ларри Макдоналд, намеревавшийся участвовать в гонке за пост президента Америки. Поиски обломков начались после того, как СССР официально признал тот факт, что борт-нарушитель был сбит. До этого момента официальная советская печать указывала, что некий самолёт действительно вторгался в воздушное пространство страны, но покинул его и исчез с радаров. Работы продолжались два месяца, в них принимали участие корабли США, СССР и Японии. Обломки «Боинга» и «чёрные ящики» были подняты советскими водолазами. Информацию сразу же засекретили. Специалисты ИКАО провели расследование, которое, впрочем, окончательной причины инцидента не установило: не было данных с бортовых самописцев сбитого самолёта и необходимой навигационной информации. Тогда эксперты пришли к мнению, что, скорее всего, южнокорейский борт отклонился от первоначального курса из-за неправильных данных, введённых в систему автопилота. Эта версия была официально подтверждена только в 1993 году, когда Российская Федерация передала для изучения специалистам бортовые самописцы и все переговоры между командными пунктами Дальнего Востока в ту ночь.Расследование показало, что до момента атаки перехватчика экипаж «Боинга» был совершенно спокоен и вёл обычные разговоры. Основываясь на расшифровке речевого и параметрического самописцев, эксперты ИКАО констатировали, что ни лётчик, ни второй пилот, ни бортинженер не знали об отклонении самолёта от маршрута и не видели истребитель Су-15. Таким образом, международная организация назвала вторжение «Боинга» в воздушное пространство Советского союза неумышленным, а действия экипажа — халатными. Комиссия также пришла к выводу, что ВВС СССР приняли борт за американский самолёт-разведчик, но должной проверки не провели из-за ограниченности во времени. Инцидент, произошедший в небе над Сахалином, стал одной из крупнейших катастроф в истории мировой гражданской авиации и самой крупной на Дальнем Востоке. Катастрофа Ту-154 в Хабаровском крае7 декабря 1995 года самолёт Ту-154 совершал рейс из Хабаровска в Новосибирск с промежуточными посадками в Южно-Сахалинске и Улан-Удэ. Причём изначально вылетевший на Сахалин самолёт должен был вернуться в Хабаровск и затем уже взять курс на Бурятию.В Южно-Сахалинск борт совершил технический рейс только с экипажем, а уже на острове в самолёт сели 90 пассажиров. Метеорологические условия позволяли Ту-154 взлететь и следовать по эшелону. Как впоследствии показал анализ «чёрных ящиков», ещё в процессе набора высоты между пилотом и бортинженером состоялся диалог о расходе топлива в баках. В частности, командир воздушного судна отметил незначительную асимметрию в пространственном положении самолёта, которую связал именно с запасами керосина. Самолёт вышел на эшелон и доложил на землю проход контрольной точки «Пролив 5», что в 70 километрах от побережья Сахалина. После получения указания сообщить диспетчеру о пролёте следующей точки радиообмен завершился и больше на связь экипаж Ту-154 не выходил. Комиссия, занимавшаяся расследованием причин катастрофы, склонилась к версии, что экипаж принял решение провести так называемую «ручную» перекачку топлива, в связи с чем показания топливомеров левой группы стали превышать показания по правой группе. Это и было роковой ошибкой: самолёт стал склоняться на один бок. В промежутке между последним радиообменом и непосредственно катастрофой экипаж готовился к предстоящей посадке в Хабаровске. Увеличивающийся крен ни пилот, ни другие специалисты, находившиеся в кабине, по каким-то причинам не заметили. Только при достижении самолётом угла крена около 30 градусов сработала сигнализация «КРЕН ВЕЛИК». Однако даже её визг поначалу не произвёл должного впечатления на лётчиков. На ненормальную ситуацию пилот обратил внимание только тогда, когда угол крена уже достиг 45 градусов. Но уже никакие аварийные действия экипажа спасти положение не смогли. Самолёт на скорости более 1 тыс км/час врезался в склон горы Бо-Джауса. От удара он разрушился полностью. Погибли 98 человек: 90 пассажиров и 8 членов экипажа.Место крушения обнаружили лишь через несколько дней. Работы по изучению обломков осложнялись тем, что вокруг не было ни одной площадки, куда бы могли приземлиться аварийно-спасательные вертолёты. Про тяжёлую технику и говорить не приходилось. Операция продолжалась ровно до того момента, когда нашли «чёрные ящики». Останки людей, находившихся на борту, также обнаружить не удалось: удар был настолько сильным, что склон горы был покрыт лишь измельчённой биологической массой, не подлежавшей идентификации. С приходом весны на горе был установлен памятный знак в честь погибших.Официальное заключение о причине случившегося — падение самолёта с эшелона из-за несимметричного расхода топлива, приведшего ко входу в штопор. Катастрофа Ил-18 на СахалинеЭта трагедия произошла в районе Южно-Сахалинска 24 декабря 1963 года. В аэропорт столицы островного региона следовал самолёт Ил-18 из Москвы. В пути он совершил промежуточные посадки в Красноярске и Хабаровске. На его борту находилось 93 человека: 84 пассажира и 9 членов экипажа.В зону аэропорта Хомутово самолёт вошёл поздним вечером и в условиях сильной облачности. Пилот запросил разрешение совершить посадку по кратчайшему маршруту, но диспетчер его не дал, отправив борт по обычной схеме, но с возможностью визуального захода на посадку. На высоте в 1200 метров диспетчер передал экипажу команду «600 доложить», которую пилот воспринял как разрешение снизиться. С учётом хорошей видимости аэродромных огней и поступившего указания с земли экипаж детальной ориентировки не провёл. И это стало началом аварийной ситуации. При заходе на посадку по этому маршруту самолёт проходит над горным хребтом высотой до 790 метров. Положившись на диспетчерское указание, которое, как выяснилось потом, было неправильно понято, борт начал снижаться.В отчёте по расследованию катастрофы отмечается, что ещё до занятия высоты в 600 метров ни экипаж, ни диспетчер не обратили внимания на пеленги, информировавшие об отклонении от первоначального курса. Более того, диспетчер даже не включил радиотехнические устройства заданного курса. А когда пилот доложил на землю, что самолёт находится на заданной высоте, дал команду снизиться ещё на 200 метров. Спустя минуту Ил-18 на высоте в 550 метров врезался в склон горы, от удара полностью разрушился и загорелся. В результате катастрофы, произошедшей в 26 километрах от аэропорта, погибли 87 человек. Ещё 6 пассажиров — трое детей и трое взрослых — выжили, получив очень серьёзные травмы. Катастрофа Ту-104 под Хабаровском3 сентября 1962 года самолёт с номером СССР-42 366 совершал рейс Москва — Петропавловск-Камчатский с промежуточной посадкой в Хабаровске. До вылета на Камчатку никаких сбоев в бортовых системах лайнера зафиксировано не было. Он отправился из хабаровского аэропорта по расписанию и следовал установленным маршрутом, выходя на регулярную радиосвязь с диспетчерами. Погода на трассе хотя и была плохой (очень плотная облачность, высота которой достигала 9 километров), но всё же не препятствовала полёту. Через некоторое время после взлёта пилот доложил на землю о сильной турбулентности. «Бросило! Бросило сильно на крыло!» — несколько раз сообщил он диспетчеру. Радиообмен продолжался около 30 секунд, после чего отметка Ту-104, находившегося к тому моменту на высоте около 4500 метров, исчезла с экранов радара. Как потом отметит в своём отчёте специальная комиссия, следом за пропавшим бортом шёл самолёт Ан-10. Его экипаж доложил о сильной вспышке, которую они наблюдали в облаке в районе Хабаровска, а затем и о ярко-красном зареве, последовавшем за вспышкой.Это и был потерпевший крушение Ту-104. Он упал в болото в 95 километрах от краевого центра. От удара лайнер разрушился полностью. На борту находилось 86 человек: 79 пассажиров и 7 членов экипажа. На тот момент это была самая крупная авиакатастрофа в СССР.Точную причину случившегося установить так и не смогли. Следственная комиссия провела ряд испытаний, и была выдвинута версия, что всё произошло из-за самопроизвольного включения автопилота. Вместе с запоздалой реакцией экипажа на эту ситуацию и неблагоприятными метеоусловиями могла создаться аварийная ситуация. Другая версия заключалась в непреднамеренном включении электроуправления триммером руля высоты или триммером элеронов. Высказывалась также версия, что самолёт мог быть случайно сбит ракетой, запущенной с одного из местных полигонов. Но поскольку гражданские специалисты к материалам с грифом «военная тайна» не допускаются, проверить её достоверность члены комиссии по расследованию случившегося не смогли. Катастрофа самолёта Ту-104 в Хабаровском краеОна стала первой в истории эксплуатации данного типа самолётов. Инцидент произошёл вечером 15 августа 1958 года. Борт номер Л5442 отправился из Хабаровска в Москву с промежуточной посадкой в Иркутске. Вылету предшествовала более чем трёхчасовая задержка, связанная, как потом выяснилось, с договорённостью между экипажем и руководителем полётов аэропорта. К моменту отправления лайнера синоптики сообщали об очень сильной облачности и фронтальных грозах на первом отрезке маршрута. Однако вылет всё-таки был разрешён. Уже через пять минут после отрыва от полосы экипаж самолёта получил команду занять эшелон 9000 метров, но этому мешала мощная облачность. Ведущий смену руководитель полётов хабаровского аэропорта разрешил пилоту произвести несколько виражей, чтобы набрать высоту.Поднявшись до 8600 метров, борт запросил землю о возможности занять эшелон 11 000 метров, чтобы обойти облачность, а затем снизиться до изначально установленной высоты. Но и это не помогло — самолёт по-прежнему оставался в облаках, и диспетчер разрешил подняться ещё на километр. Добравшись туда, экипаж передал на землю по радиосвязи, что сквозь пелену просматриваются звёзды, но через некоторое время вновь последовал доклад о мощной облачности впереди. Было принято решение попытаться обойти её, а если не удастся, то возвращаться в Хабаровск. Спустя четыре минуты диспетчер попытался вызвать борт, но в ответ услышал лишь тревожное «Минутку, минутку». Через минуту повторилось то же самое, и больше на запросы с земли экипаж не ответил. В итоговом протоколе комиссия по расследованию катастрофы запишет, что лайнер упал в густой лес и взорвался в 215 километрах от аэропорта. Причиной катастрофы следственная комиссия назвала потерю управляемости из-за сильной болтанки при выходе на высоту 12 километров с полётным весом, превышающим практический потолок. Виновниками случившегося признаны диспетчеры, которые не оценили серьёзность положения и не приняли необходимых мер к возврату самолёта в аэропорт вылета, несмотря на неправильные действия экипажа. Также виновным назвали и пилота, решившего пройти зону сложных метеоусловий и не принявшего решение о возврате в Хабаровск.В результате инцидента погибли 64 человека: 54 пассажира и 10 членов экипажа. Катастрофа Ан-24 под ОлёкминскомКрупнейшее авиационное происшествие за всю историю гражданской авиации в Якутии. Его причину специалисты установить так и не смогли. Всё случилось 6 января 1968 года в 92 километрах от Олёкминска. Самолёт Ан-24 следовал по маршруту Якутск — Олёкминск — Ленск — Усть — Кут — Красноярск — Новосибирск. Через десять минут после вылета в сторону Ленска самолёт занял высоту в 4,5 километра. Погодные условия были вполне благоприятными для полёта, о каких-то непредвиденных метеорологических явлениях или чрезвычайных ситуациях с борта на землю не сообщалось. Через четыре минуты после сообщения о занятии нужного эшелона экипаж вдруг стал уточнять у диспетчера информацию о своём местонахождении. Получив данные, что самолёт проходит в 75 километрах к западу от аэропорта Олёкминск, пилот завершил сеанс связи. Ещё спустя четыре минуты засветка Ан-24 пропала с экранов радара. Попытки связи с экипажем не увенчались успехом. Через несколько часов поисково-спасательные вертолёты обнаружили в тайге обломки самолёта. Они лежали в 92 километрах от воздушной гавани. Согласно выводам, сделанным по итогам расследования, машина начала разрушаться ещё в воздухе. Существует несколько версий произошедшего. По одной из них, трагедия случилась из-за превышения по неустановленной причине максимальной скорости и перегрузки. Другая версия говорит, что в полёте произошло отделение одной из деталей лайнера, которая своим ударом и спровоцировала разрушение конструкции. Кроме того, специалисты рассматривали вариант сбоя в системе «винт-регулятор-двигатель» и отказа системы управления самолётом. Катастрофа унесла жизни 45 человек. Катастрофа Ил-14 в Витиме20 июля 1977 года борт должен был выполнять рейс из якутского посёлка Витим в Иркутск. С самого утра в районе аэропорта вылета отмечалась низкая облачность и шёл дождь. Грунтовая взлётно-посадочная полоса от обильных осадков размокла и стала непригодной для взлёта и посадки. Диспетчер заблаговременно предупредил об этом командира экипажа, но он всё равно принял решение о взлёте. На борт сели 34 пассажира. В процессе разгона по полосе пилот не смог выдержать направление — и машину стало уводить влево. Даже когда левое шасси сошло с полосы и раздавило ограждающий конус, процесс взлёта не был остановлен. Через 350 метров от начала разбега поднятая передняя стойка шасси раздавила второй ограждающий конус, а затем сошедшее с полосы правое шасси снесло опору светосигнального оборудования аэропорта. Самолёт полностью переместился на боковую полосу безопасности, с которой и произвёл взлёт. Через 185 метров после отрыва от земли Ил-18 зацепил хвостом деревянный столб ограждения, а затем и стоявшие на лесной опушке деревья левым крылом. В результате часть крыла и элерон были оторваны. Самолёт перешёл на закритические углы атаки, потерял управляемость, врезался в землю и сгорел в 500 метрах от аэропорта. В катастрофе погибли 39 человек: 33 пассажира и 6 членов экипажа. Одному пассажиру удалось выжить. Виновником катастрофы признали пилота, который решил взлетать с размокшей полосы и не смог предотвратить смещение самолёта в сторону. Также специальная комиссия зафиксировала недостатки в работе диспетчерской службы аэропорта Витим, чьи сотрудники не запретили взлёт Ил-14 с непригодной полосы. Нарекания вызвал и порядок ведения метеорологических наблюдений в районе воздушной гавани. Катастрофа Ан-26 под Петропавловском-КамчатскимИнцидент произошёл 26 октября 1989 года.Самолёт, следовавший с аэродрома на полигоне Кура в краевой центр, принадлежал 84-му отдельному смешанному авиаполку Ракетных войск стратегического назначения. Он перевозил в Петропавловск-Камчатский военнослужащих и членов их семей. Борт поднялся в воздух в установленное время и, взяв курс на пункт назначения, поднялся на эшелон 5400 метров. Полёт проходил в штатном режиме, ни о каких проблемах пилоты на землю не докладывали. При подлёте к аэропорту Елизово экипаж приступил к снижению. Местная метеостанция сообщала о густой облачности и сильном ветре, о чём лётчиков своевременно проинформировали диспетчера. Во время снижения приборы зафиксировали уклонение самолёта влево, о чём диспетчеры также рапортовали экипажу. В итоге пилот принял решение о дальнейшем снижении по правилам визуальных полётов. Даже попав в густую облачность, процесс не прекратили. На высоте около 1500 метров самолёт врезался в склон горы Ааг и полностью разрушился. 37 человек (31 пассажир и 6 членов экипажа), находившиеся на борту, погибли. Катастрофа Ил-14 под Нижними КрестамиСамолёт выполнял рейс № 213 из Магадана в Билибино через Сусуман, Зырянку и Нижние Кресты (ныне — Черский). Борт вылетел из аэропорта колымской столицы 14 сентября 1962 года и, добравшись до Сусумана, почти на сутки был задержан из-за плохой погоды. Аналогичная метеорологическая ситуация отмечалась и в Зырянке, где Ил-14 после прибытия остался ещё на двое суток, ожидая улучшения погоды. Разрешение на вылет в посёлок Нижние Кресты было получено только вечером 17 сентября. Туда борт благополучно долетел уже к середине ночи, произвёл посадку пассажиров, купивших билеты до Билибино, и спустя два часа вновь отправился по маршруту. Руководитель полётов аэропорта Нижние Кресты указал экипажу следовать на высоте 600 метров, что было ниже нижней кромки облаков, и брать курс на обходной маршрут. Но по неустановленной причине пилот принял решение идти на Билибино по прямому маршруту через горы Белая Стрелка. Здесь, на высоте в 800 метров, Ил-14 врезался в склон, скрытый под густой облачностью. Погибли 32 человека: 27 пассажиров и 5 членов экипажа. Виновником катастрофы признали командира экипажа, который в нарушение указания диспетчеров отклонился от установленного курса, а также руководителя полётов нижнекрестовского аэропорта, который должным образом не контролировал движение самолёта и изменение маршрута следования. Столкновение Ан-24 и Ту-16 в районе ЗавитинскаИнцидент, вошедший во все учебные материалы по безопасности воздушного движения как классический пример несогласованности в работе военных и гражданских диспетчерских служб, произошёл 24 августа 1981 года над Завитинским районом Амурской области. В тот день ещё с раннего утра гражданским авиадиспетчерам Благовещенска и Архары передали информацию, что в течение суток военные самолёты несколько раз пересекут трассу Бурея — Чегдомын на высоте от 4000 до 4500 метров. Эти планы были подтверждены и приняты к сведению во всех районных центрах управления воздушным движением. В 14:57 по местному времени на связь с Архарой вышел самолёт Ан-24, летевший из Комсомольска-на-Амуре в Благовещенск. Он доложил, что следует в сторону столицы Приамурья с четырёхчасовым опозданием из-за погодных условий и попросил разрешение на проход в сторону пункта назначения. Пилота проинформировали, что борт находится в 225 километрах от аэропорта и что полёт можно продолжить на высоте 5400 метров с обязательным донесением о пересечении трассы Хабаровск — Москва. В это же самое время для совершения маршрутного полёта с военного аэродрома в Завитинске взлетели два тяжёлых Ту-16. Согласно утверждённому плану в районе посёлка Бахирево им необходимо было подняться с высоты 4500 метров до 8000 метров, пересекая местную воздушную трассу. Спустя десять минут, в 15:07, экипаж пассажирского Ан-24 вновь связался с диспетчером аэропорта Архара, доложив о пересечении трассы Хабаровск — Москва на высоте 5400 метров. Через восемь минут был произведён ещё один радиообмен с Ан-24: на борт передали, что они следуют на удалении 112 километров от аэропорта. На последующие запросы с земли самолёт не ответил. К этому моменту два Ту-16 уже начали набор высоты. В 15:21 на высоте 5220 метров один из военных самолётов столкнулся с пассажирским Ан-24. Это произошло в 70 километрах от аэродрома Завитинск и в трёх километрах от трассы Бурея — Чегдомын. Изначально было констатировано, что в результате столкновения в воздухе погибли все люди, находившиеся в обоих самолётах, а именно 32 человека на борту Ан-24 и 6 — на борту Ту-16. Но через два дня во время поисково-спасательных работ на месте обнаружения обломков была найдена пассажирка Ан-24, которая чудом выжила после падения с высоты в 5200 метров.Причиной столкновения стала неудовлетворительная организация полётов в районе аэродрома Завитинск и плохая координация действий военных и гражданских диспетчеров.Об инциденте в советских СМИ долгое время ничего не сообщалось. Лишь спустя четыре года газета «Советский спорт» опубликовала небольшую заметку про Ларису Савицкую. Правда, по версии издания, на высоту в 5200 метров она поднялась на самодельном летательном аппарате. Всё же истинные подробности случившегося стали известны только в 2000 году, то есть почти через 20 лет.

Крен велик
© Дальний Восток