Войти в почту

«Будем взращивать зрителя». Сергей Федяков о новой главе «Колизея»

Очередная глава истории здания «Колизея», построенного в 1845 году, завершена. «Чистый лист» дано право заполнить директору кинотеатра «Салют» Сергею Федякову, в управление которого передаётся первый в Екатеринбурге кинозал. С чего он начнёт новую главу? Чем сердце успокоится? Рада БОЖЕНКО, «АиФ-Урал»: На минувшей неделе ленты новостей пестрили заголовками: «Екатеринбург прощается с Колизеем», «Последний сеанс в старейшем кинотеатре»... Сергей Валентинович, вас не удручает траурная атмосфера? Сергей ФЕДЯКОВ, директор кинотеатра «Салют»: Нет, я уже привык, что в России немало непрофессиональных людей, и не только в журналистике. Но это не должно мешать жить и развиваться. На самом деле закончилась не очень успешная в нынешнем режиме экономики деятельность организации, занимающейся кинопрокатом в здании «Колизея». Не буду комментировать содержание репертуара, потому что оно было такое же, как везде. - Это что было. А что будет, чем, как говорится, сердце успокоится? - Успокоится возвращением исторической справедливости. Этот объект должен быть интересным и как архитектурный памятник, и как свидетель истории города, и он должен быть, прежде всего, атмосферным. Событийным мы его сделать не можем, поскольку событием в культурном мире сегодня становятся мероприятия, привлекающие тысячи людей, желающих быть к этому причастным. Маленький зал «Колизея» не подходит для этого с точки зрения экономической модели – нет столь дорогих билетов, которые бы оправдали такие значительные события. Поэтому я чётко понимаю: нужно сохранить объект как памятник, но наполнить его культурной жизнью. И это будет кинопрокат. Ни театр, ни концерты не позволят с точки зрения бизнес-плана работать. Слово «прибыль» все равно нужно подразумевать под работой этого культурного объекта. Кинопоказ же сегодня самая технологичная область в культуре. В кинопрокате место людей, выполняющих функции «робота», заняли технологии, программы, машины. Поэтому себестоимость кинособытия становится низкой, тогда как себестоимость события театрального, концертного априори высокая. Вот и не будем обманывать себя – в «Колизее» ни на чём другом, кроме кинопроката, не заработаешь. - То есть будете менять шило на мыло? - Ни в коем случае! Кино тоже может быть культурным событием, если оно правильное. Не коммерческое. Эту модель мы для себя закрываем. Забежал, посмотрел, восемь сеансов в день – нет. В «Колизее» больше не будет попкорна. К походу в кино теперь нужно будет готовиться как к серьёзному культурному событию. Если хотите, это будет новая модель посещения кинотеатра. Начнём с того, что мы не будем ничего предлагать для поощрения привычки горожан подъехать на машине «прямо в зал». Проблема парковки – это проблема города, а не «Колизея». Это во-первых. А во-вторых, люди должны понимать, что они идут на культурное событие, поэтому мы декларируем «новое мировое кино в вечерних платьях». - Дресс-код введете? - Именно. В Екатеринбурге есть десятки кинотеатров, куда можно сходить в кроссовках и трико. Мы будем придерживаться своего понимания ценностей. И, извините, загадить объект не хотим. Поэтому у нас не будет восьми сеансов. А будет один вечерний главный сеанс. Которому (возвращаясь к вопросу парковки) будет предшествовать вечерний променад. Прекрасная возможность «выгулять» вечернее платье, шубку (Смеётся. – Ред.). В «Колизее» же вас встретит живой оркестр, в зале подадут кофе... У нас даже гардеробщик будет не простой. Мы решили превратить гардероб в информационно-туристический пункт, в котором гости города смогут узнать всё что угодно. Поэтому не исключаю, что будем искать гардеробщика со знанием трёх-четырёх языков. Взращивать зрителя - Такому антуражу должно соответствовать внутреннее содержание. - Мы будем работать только в режиме эксклюзива! И на экране будут только уникальные фильмы. Фильмы, которые пойдут в «Колизее», не будут идти больше нигде. Это будет артхаусное, авторское, фестивальное кино. Любое, кроме коммерческого. Более того, мы хотим сопровождать премьеры приездом режиссёра и актёров. Мы планируем сформировать общественный совет по репертуару кинотеатра. В него войдут Федорченко, Сигарев, Сокуров... То есть репертуар не будет выбираться по принципу: «Я так решил, приходите, я разбираюсь». Словом, «Колизей» будет работать в формате Клуба любителей кино. - Уверены, что найдёте своего зрителя? - Мы будем взращивать своего зрителя. И потом: предложение рождает спрос. Я бы, признаюсь, сам пошёл в такой кинотеатр. Мне бы нравилось сидеть в дорогом кресле, где на столике чашечка кофе, бокал вина. Нравилось бы смотреть эксклюзивный фильм. В конце концов, нравилось бы слушать живую музыку – классику, джаз... - Вы так и до тапёров дойдёте. - Не исключаю такую возможность. Можно некоторые фильмы делать и с тапёрами, тем более что такой опыт имеем. Зрители с удовольствием смотрели фильм Лили Брик 1928 года «Стеклянный глаз» и слушали музыкальную его интерпретацию Сергея Летова. Понимаете, все традиционные модели, которые сегодня предложены, претерпят изменения. Потребительскому рынку свойственны кризисы, и кризис наступит если не завтра, то послезавтра. Уже есть немало людей, которым хочется сходить на правильное, хорошее кино, а не на бессмысленный блокбастер. Ценности продаются - Сергей Валентинович, мы говорим с вами о культуре, но, так или иначе, звучит: «прибыль», «средства», «возможность заработать». - Это необходимость, в которую мы поставлены. И не считаю, что это плохо. Это новый вид экономики. В мире и так уже переизбыток газа, нефти и металла. И люди научились продавать другое. Великобритания, скажем, продаёт знания, Америка – то же самое кино. Они продают ценности. Ценность посидеть утром попить кофе и почитать газету, сформированная во Франции, сегодня продана всему миру. Культурные модели экономики сосредоточены сегодня в городах, в мегаполисах. В сельской местности непопулярны потребительские модели. Попробуй уговорить там человека сходить в кино за деньги! Зачем ему это - он живёт по солнцу, в гармонии с природой. А города – это центры потребления, и в них становится главным потребление культурное. Вот чем мы сегодня гордимся? Ради чего я, например, должен купить билет в Берлине и прилететь в Екатеринбург? - Фестиваль «Безумные дни», Уральский фестиваль российского кино, Фестиваль документального кино «Россия»... - Это мероприятия. Но сегодня стоит задача создать объект, в который обязательно нужно зайти. Конечно, мероприятия тоже необходимы. Мне, например, очень нравится придуманная Евгением Горенбургом «Ночь музыки». Это эмоциональный капитал, который город должен накопить. Но и культурные объекты должны быть в гостевом маршруте, и я не о музеях сейчас веду речь. Культурные объекты формируют имидж городов. А сегодня у нас в основном говорят о промышленности. Но кто поедет в промышленный город? Зачем это надо? Об этом вообще не надо говорить. Занимаетесь промышленностью? Делайте это скромно, не кричите: «Мы промышленная столица!». Зачем пугать людей? Поэтому, вернусь, всё, что в области культуры сделано профессионально, продается. И это правильно. Более того, ничто не стоит так дорого, как культура. - Другой вопрос, сколько в культуру вкладывается? - Нельзя на это рассчитывать. Рассчитывать нужно только на собственные силы, по принципу: «Будем рожать, кроме нас некому». Не надо смотреть на «источники финансирования». Меня это всегда убивает – тот, кто ближе к власти, тот и получил больше денег. Это вовсе не гарант качества. - Хотите сказать, что лёгкие (читай, бюджетные) деньги расхолаживают? - Конечно. Если бы я получал такие деньги, у меня, наверное, была бы другая концепция. Я бы думал, что должен сделать такую красоту, которая бы понравилась кому-то, и этот кто-то дал бы мне денег. Но я рассуждаю с других позиций: я должен сделать такую красоту, за которую пришедшие люди отдали бы деньги. Есть разница, верно? Никого не осуждаю, но у каждого своя дорога, и надо по ней двигаться. У меня есть план. Хорошо, если власть окажется в моих планах. Плохо, если я окажусь в планах власти. - При таких амбициях не боитесь прослыть снобом? - А что здесь такого? Тут ведь главное не прослыть, а быть кем-то.