Войти в почту

Малый театр: семейная драма в стиле телевизионного ток-шоу

Премьера Малого театра по пьесе Горького «Васса Железнова. Первый вариант» в постановке Владимира Бейлиса — зрелище не для слабонервных.Создатели спектакля тут ни при чем — они с максимальной правдоподобностью попытались передать сложный клубок семейных драм главной героини. Просто в первой редакции пьесы 1910 года они предстают в ужасающем виде. Если бы тогда существовала передача «Пусть говорят», то эта история стала бы для нее находкой. Васса, мать троих детей и вдова, руководит некрупным, но прибыльным заводским производством. В доме с ней живут сыновья Павел и Семен с женами, а также деверь Прохор. Они являются главными наследниками завода. Однако Васса уверена, что они не смогут приумножить семейное достояние, и, договорившись со своей совестью, решает лишить их этих возможностей. Отравить Прохора она подстрекает служанку Липу, которая имела несчастье родить от Семена ребенка, но по настоянию той же Вассы собственноручно его убила — чтобы не было скандала. Открыто манипулируя Липой, она добивается только того, что та кончает жизнь самоубийством. Прохора же убивает Павел, которого Васса побудила к драке с ним. Это было несложно: будучи от рождения кривобоким, Павел, отвергаемый даже собственной женой, предстает очень уязвимым и одиноким человеком. Васса обещает сыну замять случившееся, если тот уйдет в монастырь. Он уходит. Пораженный Семен уезжает вместе с приехавшей к этому времени из другого города сестрой Анной. Васса остается одна, сходит с ума и умирает. Если бы не блестящая игра Людмилы Титовой в главной роли, драма казалась бы менее удручающей. Актриса создает противоречивый, но целостный образ женщины-трудяги, ни одно проявление которой не вызывает вопросов. Вот она молится и перебирает документы, вот жалеет Павла и шантажирует Липу — Титова находит объяснение любому действию Вассы. Как следствие, зритель верит в правдивость конфликтов и ужасается. Пожалуй, это ярчайший образец того, что принято называть русским психологическим театром. Такое актерское попадание — большая редкость. И это, увы, становится особенно понятно, если сравнить игру Титовой с игрой Ольги Абрамовой в роли Люды, жены Павла. По пьесе Люда чурается кривобокого Павла, а тот еще больше распаляется в желании любви и чувстве своей ущербности. Сама по себе игра Станислава Сошникова в роли Павла действует на зрителя правильно — его героя хочется пожалеть. А вот в дуэте с Абрамовой возникает обратное чувство — комичного: актриса своей высокопарной игрой разбивает возникающую органичность. Об нее «спотыкаются» все партнеры, кроме гениальной Титовой... В общем, рядом с триумфом получился провал. Это не единичный такой контраст в спектакле. Например, в сцене отпевания Прохора героев расставляют по всем канонам православия: женщин — слева, мужчин — справа. Знающий зритель это заметит, и такая деталь, конечно, вызовет только уважение. А в сценах, где Прохор появляется в длинной русской шубе, от того же знающего зрителя не ускользнет тот факт, что шуба ниспадает слишком легко и воздушно. Это свойство искусственного меха: настоящий — тяжелый и струится иначе. Такая деталь будет отмечена не к чести Малого. Конечно, неискушенному зрителю вполне хватит блестящей игры Титовой и большинства актеров. Но такой ли у нас несведущий зритель? Вот в чем вопрос...

Малый театр: семейная драма в стиле телевизионного ток-шоу
© Вечерняя Москва