Далее:

На Берлинале показали антивоенный роман в письмах

Иво М. Феррейра, режиссер португальского конкурсного фильма «Письма с войны», весьма удивил представителей СМИ, пришедших на пресс-конференцию после премьерного показа ленты на Берлинале. По его словам, в письмах молодого военного врача Антониу, ставшего протагонистом картины, так много романтики и эротичности, что трудно говорить о каком-либо политическом контексте.
Как бы то ни было, режиссер во многом прав. Почти барочный язык автора романа «Жизнь, записанная на бумаге» португальского писателя Антониу Лобу Антунеш завораживает своей сочностью и образностью, отодвигая на задний план фронтовые действия. Тем не менее черно-белая экранизация романа может быть названа и своеобразным «антивоенным манифестом». Режиссер Иво Феррейра выбрал редкую форму визуального — экранного — повествования на фоне чтения писем за кадром. Полные эмоциональной чувственности письма с ангольского фронта, где Португалия вела войну против борцов национально-освободительного движения в начале 70-х годов, сопровождаются кадрами разрушения, смерти, страдания.
Эти кадры в своей натуралистичности диссонируют со спокойным голосом жены военного врача Антониу, зачитывающей его письма в Лиссабоне. Зритель при этом редко видит саму женщину, которую играет Маргарида Вила-Нова. Она иногда возникает как тень лишь на несколько секунд. На считанные секунды на экране появляются и темнокожие воины, расстреливающие солдат противника, раненные и убитые во время перестрелки португальские солдаты, окопы, временные домики военной части. Иногда камера скользит по трупам местных жителей, найденных в очередной, взятой португальскими солдатами, деревне, пылающим домам ее жителей.
Антониу рассказывает своей жене о красоте местных пейзажей и фауны, о необычной притягательгости Анголы — и у зрителя возникает впечатление, будто война — некий чужеродный, несовместный с жизнью элемент, нарушающий поэтику писем и спокойствие размеренного тысячелетнего бытия африканского континента. Стилистически редкий прием закадрового чтения писем позволяет режиссеру подчеркнуть абсурдность и пагубность не только этой давней войны в Анголе, но и любой войны — как акта жестокости и расчеловечивания общества.
Хотя режиссер назвал свой фильм «историей любви и выживания», не заметить его антивоенный пафос невозможно. Картина затрагивает важный период в истории Португалии, — подчеркнул Феррейра на пресс-конференции. Ему вторил один из португальских журналистов, эмоционально рассказавший о своем отце, который тоже был солдатом на этой войне, и поблагодаривший режиссера за создание проникновенного фильма. «Решение вести эту войну было абсолютно неправильным с точки зрения португальского правительства. Она была большой трагедией как для португальцев, которые были посланы в Анголу, так и для жителей Анголы», — резюмировал режиссер.
Съемки картины частично проводились в Анголе. Феррейра признался, что работать там было чрезвычайно трудно. Однако отметил, что пребывание в Анголе помогло актерам вжиться в образы своих персонажей. «Это нечто экзотичное, но близкое к нашему миру. В этой стране есть что-то захватывающее», — рассказал журналистам исполнитель главной роли 28-летний португальский актер Мигель Нунес. Кроме того, актер поведал, что специально занимался с солдатами действующей армии Португалии, которые помогали ему освоить роль.
"Письма передают чувства мужчины, который тяжело переживает разлуку с женой. Мне было важно показать, как мой герой переносит это трудное, полное грубого насилия испытание", — рассказал актер. Без сомнения, ему и его коллегам удалось выполнить эту сложную задачу. Фильм «Письма с войны» смотрится на одном дыхании и зачаровывает своей поэтичностью, оставаясь на высоком содержательном и философском уровне.
Культура Африка В мире Европа Еще 4 тега
Оставить комментарий