Войти в почту

Вологодские полицейские классифицировали виды мошенничества, что позволит эффективнее бороться с аферистами

Преступники постоянно меняют арсенал уловок, дабы вводить в заблуждение доверчивых граждан. Опыт борьбы с мошенниками обобщил в своем докладе заместитель начальника УМВД России по г. Вологде Сергей Сафронов. Его работа так и называется: «О профилактике мошенничества на территории города Вологды за текущий период 2023 года».

Вологодские полицейские классифицировали виды мошенничества, что позволит эффективнее бороться с аферистами
© Вологда.рф

Цифры и факты

Согласно статистическим данным, которые привел Сергей Викторович, общее количество преступлений в областной столице выросло на 28,6 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

«За семь месяцев 2022 года их было 944, за этот же период текущего года — 1214», — приводит конкретные цифры Сергей Викторович.

Анализ статистики показывает, что доля мошенничества преобладает над кражами и вымогательствами, но при этом есть и хорошая новость: растёт предотвращенный ущерб. За семь месяцев текущего года правоохранителям удалось сберечь 77,9 млн рублей накоплений вологжан — в 2,3 раза больше, чем в прошлом году.

Достичь этого удалось благодаря целому спектру профилактических мер: от дежурств полицейских у банкоматов до разъяснительной работы в СМИ. Однако почивать на лаврах не приходится, потому что мошенники постоянно ищут новые способы обмана. Единственный способ противостоять — сотрудничество полиции и вологжан: полиция должна своевременно оповещать население о новых уловках аферистов, а каждый вологжанин — проявлять личную бдительность.

И авто отдай!

«В пятницу, 25 августа, пенсионер 1951 г. р. также поверил аферистам, которые сообщили о подозрительных операциях со счетами вологжанина, и оформил кредит на сумму 272 тысячи рублей, 250 из которых отдал мошенникам. Также он продал свой автомобиль "Рено-Дастер" за 750 тыс. рублей», — сообщила пресс-служба УМВД России по г. Вологде.

Мошенники убедили вологжанина, что неизвестные по доверенности отдали его машину в залог. Чтобы спасти авто, ее необходимо продать самостоятельно. Испугавшись, мужчина быстро продал автомобиль, а 700 тысяч перевел на «безопасные» счета. Общий ущерб составил 950 тысяч рублей.

Относительно новым способом обмана является маскировка под услуги сотовых операторов. Так, недавно пенсионера по телефону убедили переоформить договор на оказание услуг мобильной связи. Мошенники оформили на него сим-карту и онлайн-кредит.

«Мужчина рассказал, что ему позвонил неизвестный, представился работником одной из сотовых компаний и сообщил, что необходимо перезаключить договор на оказание услуг. Звонивший убедил пенсионера назвать коды из СМС-сообщений, после чего оформил электронную сим-карту на имя потерпевшего. Далее злоумышленник оформил онлайн-кредит в одном из банков и вывел на свои счета 169 500 рублей», — сообщает пресс-служба Управления МВД по Вологодской области.

Старое враньё

Работают и «старые» схемы. Так, множество раз вологжан предупреждали не верить сообщениям о якобы попавших в беду родственниках. Однако на минувшей неделе пенсионерке 1926 года рождения позвонили на стационарный телефон, наврали, что ее дочь попала в ДТП и по вине женщины пострадали люди.

«Якобы для освобождения родственницы от уголовной ответственности необходимы деньги. К вологжанке приехал курьер, которому она отдала 100 тысяч рублей», — рассказывают в пресс-службе УМВД России по г. Вологде.

Жертвами мошенников часто становятся пожилые люди, но и молодёжи расслабляться не стоит. Самой молодой потерпевшей на минувшей неделе оказалась девушка 2005 г. р. Вологжанке поступил звонок от якобы сотрудника банка. Звонивший сообщил о подозрительных операциях по счету. Девушка дала данные и пароли своей карты, после чего с банковского счета произошло списание 29 000 рублей.

Это тоже один из самых распространенных видов мошенничества — звонок из якобы службы безопасности банка (из правоохранительных органов, от следователей, адвокатов и пр.). И хотя вологжан постоянно предупреждают, что не стоит верить подобной информации, по-прежнему есть те, кто попадаются на эту удочку аферистов. Напоминаем, что самый верный способ обезопасить себя в случае таких звонков — немедленно положить трубку.

Классификация видов мошенничества

«Звонок из службы безопасности банка», «Звонок из правоохранительных органов… следователи, адвокаты» (заявка на изменение номера одобрена, попытка войти в личный кабинет…);

«Родственник попал в беду». В основном жертвами становятся граждане пенсионного возраста;

Покупка-продажа товара в сети Интернет на сайтах бесплатных объявлений (переход по фишинговой ссылке, передача реквизитов карты);

«Дополнительный заработок в сети Интернет» или «Инвестиции денежных средств», биржа;

Якобы оказание услуг такси «Бла-Бла-Кар»;

Информация о проводимых акциях путем общения в социальных сетях;

«СМС-просьба о помощи» (например, деньги в долг, получение компенсации, подарка);

«Звонок от оператора сотовой связи» (продление контракта, привязка номера телефона и т. д.);

Вымогательство под угрозой распространения сведений, порочащих честь и достоинство, в сети Интернет.