Войти в почту

Новые схемы телефонных мошенников: как не стать жертвой обмана?

Россиян предупредили о новой мошеннической схеме, связанной с ростом ключевой ставки. В чем особенность и как не попасть на удочку аферистов, телеканал «МИР 24» спросил эксперта в области информационной безопасности и компьютерной криминалистики Федора Музалевского.

Новые схемы телефонных мошенников: как не стать жертвой обмана?
© Mir24.TV

Как выглядит эта схема? Все начинается с некого звонка, на этот раз от фальшивых сотрудников Центробанка или сотрудников портала госуслуг. Что они на этот раз предлагают?

- Как обычно, предлагается сохранить деньги, не потерять то, что находится на расчетном счете, и перевести это на безопасный счет. Звонок может поступить от «Госуслуг» или, чаще, от МФЦ, и в подтверждение слов мошенников предлагают поговорить еще и с представителем Центробанка, чтобы тот сказал, что повышение ключевой ставки ставит ваши деньги в опасное положение, переведите их на новый счет, на котором они будут сохранны.

Принципиальных отличий от предыдущих схем нет, меняется только название ролей, которые исполняют звонящие?

- Раньше не так часто применялись схемы, в которых два диктора и больше. Действовали схемы, где были сотрудник правоохранительных органов и сотрудник службы безопасности банка, но они были не так распространены, потому что это требует большей технической подготовки от злоумышленников. Поэтому новое здесь – использование темы с ростом ключевой ставки и подключение сотрудника Центробанка.

По данным одного из банков, эта схема уже работает. Хотя кажется, что только младенцы сейчас не знают про звонки от мошенников, что никому на слово доверять нельзя. На кого такой метод рассчитан прежде всего?

- К сожалению, больше всего страдают пожилые люди и, по нашей аналитике, достаточно часто обращаются молодые люди, студенты младших курсов. Это люди, которые только что вернулись из армии, то есть находились в определенном информационном вакууме и не могут достаточно эффективно оценивать реальность происходящего. Для них звонок Центробанка по умолчанию под сомнение не ставится, к сожалению.

Тут явный пример социальной инженерии, которая срабатывает, и люди по-прежнему попадаются на эту удочку, особенно если у них какое-то время не было доступа к оперативной информации.

- Да, так точно.

Цитируя Остапа Бендера, а какие сейчас самые распространенные «сравнительно честные способы отъема денег», которые используют мошенники?

- Честность здесь понятие относительное.

Это же цитата!

- Предложения выгодного кредита – в настоящее время достаточно актуальный тренд. Особенно в связи с ростом ключевой ставки, с распространением онлайн-сервисов для получения кредитов и так далее. Вам предлагают оформить кредит, вы его оформляете, только деньги приходят не на ваш счет, а на счет злоумышленника. Разумеется, это также делается при помощи социальной инженерии.

Мне буквально сегодня попалась новая схема, которую я раньше не видел. Тоже звонок, но от сотрудника правоохранительных органов, который сообщает, что на ваше имя оформляют кредит сотрудники банка, поэтому срочно бегите оформляйте кредит в другом месте, чтобы выбрать кредитный лимит, и переводите деньги на некий безопасный счет. Такая схема недавно появилась?

- В разных вариантах она существовала достаточное время. Пик всех этих схем пришелся на 2020 год, когда были ковидные ограничения, и можно было осуществлять что-то онлайн. Вы сейчас озвучили характерный момент того, что связано с мошенничеством, – это слово «срочно». Как только оно появляется, это значит, что на другом конце провода мошенник.

Тогда вопрос: «Что делать?»

- Самое главное – это идентифицировать мошенников и повесить трубку.

То есть: «Вы звоните из банка?» – «Да, из банка». – «Сейчас я в банк перезвоню». Так?

- Примерно так. Если звонящий посеял какое-то зерно сомнений, то лучше просто позвонить по номеру вашего банка и сообщить о проблеме, которую озвучили мошенники. В 99,9% подтвердится, что это мошенничество.

Надо помнить, что никакие представители Центробанка, «Госуслуг» никогда вам звонить не будут. Кстати, а почему?

- Во-первых, у них нет отделов, которые будут звонить людям. Во-вторых, у них нет процедур для обработки персональных данных с исходящими звонками. Центробанк только регулирует деятельность банков, с клиентами он не работает. А «Госуслуги» – это цифровой портал.

Есть распространенная схема мошенничества, которая затрагивает многофункциональные центры. Теоретически оттуда могут звонить сотрудники, но по регламентам они могут только приглашать клиента для оформления документации или получения готовых документов.

В интернете есть много видео и достаточно часто рассказывается о том, как люди начинают вести долгую беседу с мошенниками, насмехаясь над ними, прикидываясь, что не понимают, чего от них хотят, или в попытке самостоятельно вывести их на чистую воду. Насколько безопасны такие игры?

- Безопасность зависит от состояния того, кто ведет эту беседу. Но я бы не стал полагаться на свои ораторские способности, лично я кладу трубку. Потому что неизвестно, куда заведет диалог, можно взболтнуть какую-то лишнюю информацию о себе, которая в дальнейшем будет использована мошенниками. Есть прецедент, когда гражданин решил пошутить с мошенниками, а потом с его номера, используя сервис подмены номеров, сообщили о минировании здания мэрии. К этому гражданину приехали сотрудники правоохранительных органов прямо домой, ему попались мстительные мошенники.

По данным экспертов, за прошлый год совокупный улов телефонных мошенников составил 13,5 млрд рублей. Понятно, что победить их раз и навсегда не получится, эта борьба будет вечной. Но от кого, на ваш взгляд, в первую очередь зависит эффективность этой борьбы?

- Она зависит, в основном, от государства. По поводу того, что борьба будет вечной, – не далее, как в феврале этого года глава Центробанка сказала, что мы будем считать победой, когда увидим хотя бы снижение объемов, пусть даже не в абсолютных величинах, но хотя бы в относительных. В этом роль, в первую очередь, играет Центробанк, накладывая дополнительные ограничения на действия банков. Сейчас есть требования по проверке безопасности систем дистанционного банковского обслуживания, которые в разы сократили случаи мошенничества без социальной инженерии.

Также это просветительская деятельность, в которой большую роль играют СМИ. Сегодня мы уже говорили, что про мошенников знают многие, наверное, больше половины населения, но в 2020 году про них знали единицы процентов. Помимо знаний о мошенниках, гражданам надо обладать финансовой грамотностью: надо понимать, как берутся кредиты, на какой счет они переводятся, как взаимосвязаны банки, какую роль играет Центробанк, как передаются данные между Госуслугами и Центробанком. Я считаю, государство идет в правильном направлении, вводя элементарные уроки финансовой грамотности в школах, просветительскую работу в вузах, и этот объем надо наращивать. Акцент должен делаться не только на наименее социально защищенные слои, такие как пенсионеры, но и на продвинутые, такие как молодежь после школы.