Войти в почту

Образ Гольдштейна в "1984" Оруэлл списал с Троцкого

В своем знаменитом романе "1984" Джордж Оруэлл называет общественно-политический строй в тоталитарном государстве «олигархическим коллективизмом». Каково точное значение этого словосочетания? Что за политическая теория легла в основание идей Оруэлла о тоталитаризме? Имеет ли эта теория отношение к троцкизму? Вопрос кажется уместным в виду того, что образ главного оппозиционера в тоталитарном государстве, описанном в "1984", Эммануэля Гольдштейна, списан с Льва Троцкого (Бронштейна).

Образ Гольдштейна в "1984" Оруэлл списал с Троцкого
© Свободная пресса

Под олигархическим коллективизмом имеется в виду теория Макса Шехтмена (Шехтмана), социалиста, сначала соратника, а затем противника большевиков. Согласно Шехтмену, общественная система СССР является не социализмом и не капитализмом, а особым эксплуататорским способом производства, новым "бюрократическим" строем, где работника эксплуатирует не частный хозяин, а бюрократическая машина государства, чиновный аппарат, ставший хозяином фабрик, заводов и земли.

Макс Шехтмен был одно время троцкистом, но затем отказался от троцкизма. Что касается Троцкого, то он продолжал считать СССР "бюрократически деформированным рабочим государством", т.е. чем-то, что все же не социализм, но прогрессивнее, чем капитализм.

Со своей стороны Шехтмен и Оруэлл не видели в этой системе ничего прогрессивного и ничего рабочего, никакой власти рабочих. Бюрократия стала в СССР новым правящим классом – вот центральная мысль Шехтмена Это был пункт расхождений с Троцким.

Принципиальный тезис Троцкого был таким – диктатура партии или даже диктатура вождя, может проводить в жизнь интересы класса буржуазии. Следовательно, диктатура, например, режим Сталина, может проводить в жизнь и интересы рабочего класса, что в СССР и происходит. Хотя Троцкий ненавидел лично Сталина и выступал за его свержение, он примирительно относился к самой общественной системе Советского Союза. Это, как он считал, бюрократически деформированное рабочее государство. Да, возможно, вожди забрали в свои руки слишком много власти, но в целом они действуют в интересах трудящихся.

Формула Шехтмена направлена против теории Троцкого, объясняя, почему в этом вопросе нет и не может быть никакой симметрии. Шехтмен указывал на то, что диктатор и его соратники связаны с крупным бизнесом тысячами нитей (госзаказ, семейные связи, счета в банках, доли в предприятиях и т.д.). Даже в условиях политической диктатуры бизнес сохраняет экономическую власть над производством и финансовыми потоками. Поэтому и без парламента крупный бизнес может своими деньгами покупать решения диктатуры. А вот у работников нет такой возможности, поскольку они не контролируют средства производства, заводы и фабрики, у них нет миллионных счетов в банках, им не на что покупать решения политиков. Поэтому, если рабочий класс теряет свои выборные органы самоуправления на фабрике (советы) и свои вооруженные ополчения, связанные с советами (а именно это случилось с рабочим классом России в 1920-е годы, как полагал Шехтмен), он теряет всю власть – и политическую, и экономическую. Одним словом, буржуазная диктатура возможна, но не может быть (по политико-экономическим причинам, указанным выше) никакого "рабочего государства", управляемого диктатором. В этом вопросе Оруэлл занимал близкие Шехтмену позиции.

Троцкий был умеренным критиком режима Сталина, исходя из своих убеждений, однако в некоторых вопросах выступал в его поддержку, Шехтмен же занимал в отношении Советского Союза непримиримые позиции.

Но если Оруэлл был сторонником идей Шехтмена, а не Троцкого, почему он в своем романе "1984", критикующем СССР, выбрал на роль главного оппонента режима персонажа, напоминающего Троцкого?

Ведь, что касается оппозиционера Гольдштейна, то, конечно, этот образ заставляет вспомнить Троцкого. В романе Гольдштейн некогда был одним из высших руководителей правящей партии, а затем, согласно официальной версии партии, предал ее, попытавшись сместить ее вождя – Большого Брата. Оруэлл, к тому же, писал, что главный оппозиционер в такой стране, как СССР, обязательно должен быть евреем. Но почему? Например, сторонник социализма – Гавриил Мясников (лидер Рабочей группы, большевистский оппозиционер) не был евреем, но его отношение к режиму СССР было куда более жестким, чем у Троцкого. Мясников осуждал ранний большевизм 1918-1921 гг, а не только Сталина, за "диктатуру партии над рабочими" и утверждал, что власть должна принадлежать всему рабочему классу и его органам самоуправления, а не партии и вождям. Можно вспомнить широкий ряд оппозиционеров, противников режима СССР, от социалистов Марии Спиридоновой и Виктора Чернова, до кадета Павла Милюкова или белых генералов. Вряд ли Троцкий был главным оппозиционером, хотя и он вел борьбу против Сталина.

Вероятно, в этом вопросе сказались какие-то личные предпочтения и жизненный опыт Оруэлла. Он сражался в Испании во время Гражданской войны в отрядах ополченцев из группировки POUM, имевших связи с троцкизмом. Однако, в любом случае, взгляд Оруэлла на СССР сильно отличался от троцкистского.