Войти в почту

«Он помнит, где спрятал десятки тел» Как оперативник ФСИН добился от ангарского маньяка признаний в новых преступлениях

В суд отправилось очередное уголовное дело в отношении Михаила Попкова, самого жестокого маньяка в истории современной России. Попков уже приговорен к трем пожизненным срокам лишения свободы за то, что лишил жизни 80 человек и покушался на троих. Уже отбывая наказание в колонии, ангарский маньяк признался еще в трех расправах. Подробности того, как были раскрыты эти преступления, корреспонденту «Ленты.ру» Игорю Надеждину рассказал подполковник Сергей Дяшкин, старший оперуполномоченный оперативной группы исправительной колонии № 6 (ИК-6) управления ФСИН России по Республике Мордовия. Именно он вместе со следователями «раскрутил» Михаила Попкова на признание в новых эпизодах.

«Он помнит, где спрятал десятки тел» Как оперативник ФСИН добился от ангарского маньяка признаний в новых преступлениях
© Lenta.ru

Михаил Попков, бывший сотрудник милиции, а затем — работник крупного частного охранного предприятия (ЧОП), был задержан 23 июня 2012 года по подозрению в расправе, совершенной в 2003 году. В ходе первого следствия он признался в том, что лишил жизни 22 человека, а в ходе второго — еще в 59 аналогичных преступлениях.

Затем, уже отбывая наказание, Попков рассказал о расправе над двумя женщинами, и, наконец, в 2023 году сообщил о трех новых эпизодах — именно за них его и будут судить. В неофициальных беседах ангарский маньяк рассказывает и о других расправах — по ним предстоит большая работа.

О том, что на счету Попкова гораздо больше преступлений, чем тех, за которые он осужден, было известно с первых дней расследования. Следователь по особо важным делам Евгений Карчевский в разговоре с корреспондентом «Ленты.ру» еще в 2019 году говорил, что расправы, учиненные ангарским маньяком, будут расследоваться много лет.

Попков хорошо помнит обстоятельства совершенных преступлений, и даже с учетом изменившейся обстановки указывает места их совершения с высокой степенью достоверности. Но потерпевших у него гораздо больше, чем сейчас установлено Евгений Карчевский

Карчевский отмечал: ангарский маньяк каждый месяц лишал жизни трех-четырех человек на протяжении длительного времени, и тонкости этого дела известны только следователям.

Михаила Попкова отправили отбывать наказание в ИК-6 «Торбеевский Централ» — самую современную колонию особого режима для пожизненно осужденных, находящуюся в Мордовии. При этом сотрудникам ФСИН поручили работу по установлению других преступлений ангарского маньяка. Оперативником, работавшим с Попковым, стал подполковник Сергей Дяшкин.

«У него сразу загорались глаза»

Сергей Дяшкин: Михаил Попков мне запомнился по нескольким причинам. Во-первых, он — бывший коллега, ранее работал в МВД. Кроме того, с первых слов выяснилось, что у нас с ним общие интересы — автомобили. Он с удовольствием, с блеском в глазах, рассказывал про Subaru.

Это было нечто: при разговоре об этой марке у него сразу загорались глаза: тут полный привод, а это моя любимая модель. Понятно, что человек увлечен этой темой. Когда оказалось, что у нас есть общий интерес, начался диалог, который в конце концов и дал результат.

Как ангарский маньяк признавался в новых преступлениях?

Потерпевших Попков помнит не очень хорошо, зато точно помнит обстоятельства преступлений, особенно связанные с автомобилями: на какой машине и куда ехал, где посадил к себе девушку и куда ее отвез. Как только эта особенность проявилась, работать с Попковым стало просто.

Тут важно начинать от машины. «Я ехал на Subaru и в Ново-Ленино увидел девушку». А дальше идет по накатанной: Попков вспоминает машины и рассказывает про преступления, совершенные на них. Ту, кого он лишил жизни, осужденный может и не описать — все потерпевшие у него слились. Но он знает и помнит, где забирал девушек и где прятал десятки тел.

«Девушку искали с 90-х годов»

В каких расправах вам признался Михаил Попков?

У нас в ИК-6 Попков признался в двух преступлениях — 1997 и 1998 года, оба совершены в Иркутске, в микрорайоне Ново-Ленино. Тогда он как раз служил в милиции. А позже, уже на следствии, Попков рассказал о третьей расправе, совершенной в 2003 году.

После разговоров с Попковым, в которых он признавался в преступлениях, я посылал информацию в Москву — в Главное оперативное управление ФСИН. После этого коллеги связывались с Уголовным розыском и начинали уточнять, были ли такие преступления. Ведь бывает, что осужденные выдумывают их, надеясь на какие-то послабления.

Новые признания ангарского маньяка не были выдумкой?

Нет, он эти преступления не придумал. Девушку, которую описал Попков, искали в Иркутске с 1997 года: она вышла из кинотеатра и пропала. По нашей информации возбудили уголовное дело, осужденного этапировали в Иркутск, и там он показал, где совершал преступления и куда прятал тела.

Вообще, по новым преступлениям Попкова мы работали в тесном взаимодействии со многими службами, в том числе с Главным управлением Уголовного розыска МВД, Главным управлением криминалистики Следственного комитета России (СКР) и, конечно же, с Главным оперативным управлением ФСИН России.

«Пожизненно осужденные живут надеждой»

С кем из осужденных, на ваш взгляд, общаться проще всего?

Как ни удивительно, но проще всего общаться с теми преступниками, которые забирали человеческие жизни, а также с участниками организованных преступных сообществ (ОПС). Как правило, это умные, грамотные и много читающие люди. С ними тратишь куда меньше энергии и душевных сил.

А тяжелее всего общаться с педофилами и особенно — с насильниками. Таких преступников постоянно что-то не устраивает, у них всегда возникают какие-то конфликты, они забирают много энергии.

А что отличает пожизненно осужденных?

Они живут надеждой. Каждый из них заботится о своем здоровье — наверное, больше, чем мы с вами. У таких осужденных вся жизнь идет по часам, по графику. Они пишут во всевозможные инстанции, ищут нарушения в своих делах и в основном не унывают. Покинуть этот мир, лишить себя жизни у них и в мыслях нет.

При этом когда общаешься с пожизненно осужденными, понимаешь, что каждый из них заслуженно получил наказание. Я считаю, что сам факт жизни для многих таких преступников — это подарок от бога.

Расправы из прошлого

В новом, четвертом уголовном деле Михаила Попкова — три эпизода. Всех потерпевших он подбирал в иркутском микрорайоне Ново-Ленино.

26 октября 1996 года. Ангарский маньяк подобрал на улице 27-летнюю Татьяну и вывез ее на поляну напротив Знаменского монастыря. Там они вступили в половую связь, после чего Попков задушил женщину и сжег ее тело.

31 марта 1998 года. Рано утром, около 07:00, на остановке общественного транспорта Попков посадил к себе в машину 25-летнюю Тамару. Он привез ее на берег Ангары, где они добровольно вступили в половую связь, после чего Попков задушил потерпевшую.

4 октября 2003 года. В руки к ангарскому маньяку попала 31-летняя жительница Иркутска по имени Наталья. Попков подобрал ее на остановке, и они поехали в район Трактовой улицы, где вступили в интимные отношения. Затем маньяк пустил в ход нож, нанеся Наталье более 40 ранений, и бросил тело.

С учетом ранее расследованных уголовных дел, в настоящее время доказана причастность Михаила Попкова к 83 расправам и 3 покушениям, совершенным в период с 1992 по 2010 год на территории Иркутской области. За эти преступления он приговорен к пожизненному лишению свободы Карина Головачева

***

«Лента.ру» выражает благодарность за помощь в подготовке материала пресс-службе УФСИН по Республике Мордовия и лично полковнику внутренней службы Айе-Марине Ханиевой.