Политолог об уголовных делах в самарских министерствах: «Перераспределение финансовых потоков»
На прошлой неделе силовики нагрянули в региональный минздрав. Были задержаны глава ведомства Армен Бенян и его заместитель Асланбек Майрамукаев. Позже Беняна отпустили. Как стало известно от представителей МВД, поводом для задержания его зама послужило хищение бюджетных средств в одном из медучреждений региона. По поводу следственных мероприятий в министерстве высказался губернатор Дмитрий Азаров. Он заявил, что работа по пресечению коррупционный и иных нарушений в области ведется системно. «Нахожусь в тесном взаимодействии с правоохранительными органами, общественниками и жителями региона, что позволяет вести эту работу на постоянной основе», – отметил он. Однако этот случай стал далеко не первым в череде задержаний и уголовных дел. Так, в апреле внимание силовиков привлекли сразу два министерства – строительства и транспорта. Было возбуждено уголовное дело о превышении полномочий в отношении главы регионального минстроя Николая Плаксина. Чиновника задержали на рабочем месте, а у него дома прошли обыски. «Плаксин подозревается в том, что незаконно приказал подчиненным выдать разрешения на ввод в эксплуатацию двух ДК, построенных по нацпроекту «Культура», которые не соответствовали требованиям проектной документации», – писал тогда в своем телеграм-канале депутат Госдумы Александр Хинштейн. Минтранс попал в орбиту уголовного дела о халатности с особо крупным ущербом. Проведенная ранее прокурорская проверка показала, что при выполнении работ, предусмотренных госконтрактом на разработку интеллектуальной транспортной системы Самара – Тольятти, «неназванные сотрудники из числа руководителей министерства» нанесли областному бюджету ущерб почти в 30 миллионов рублей. В феврале 2023 года сообщалось о задержании по подозрению в превышении полномочий главы региональной счетной палаты Елены Дубровой, а в ноябре 2022-го – руководителя областного Госстройнадзора Владимира Захарина. При упоминании всех этих случаев невольно возникает вопрос, что стало причиной такой череды подобных событий: старательная работа сотрудников правоохранительных органов или, быть может, высокий уровень преступности среди представителей власти. Однако, по мнению политолога Павла Салина, такая концентрация следственных действий не связана ни с первым, ни со вторым пунктом: «По старой традиции российской политсистемы, которая существует уже минимум 20 лет, почти всегда то, что во внешнем поле заметно под видом антикоррупционной борьбы, – это реально борьба за финансовые потоки. С течением времени менялся вес различных игроков в этой схеме. И сейчас, в моменте, «контрольный пакет» держат силовики. Они решают, что пора перераспределять сферы влияния. И коррупционным материалам, которые к тому моменту уже давно у них лежат, дается ход. Не для того, чтобы бороться с коррупцией, а для того, чтобы перераспределить финансовые потоки. Иногда это подтягивается к неким политическим моментам. Сейчас власть для того, чтобы, скажем так, бросить кость общественному мнению, запланировала pr-кампанию (подчеркиваю, это именно pr-кампания, а не реальная кампания) по борьбе с коррупцией. Чтобы количество таких антикоррупционных дел становилось больше, в первую очередь под ударом оказываются муниципальные чиновники, во вторую – региональные. Федеральные чиновники здесь идут в последнюю очередь. Потому что действует правило: чем выше коррупционеры по властной вертикали, тем у них больше гарантий. Чем богаче регион, тем выше объем коррупции. Грубо говоря, где больше денег для освоения, там больше потоков. Естественно, не во всех регионах одинаковый уровень коррупции, но это связано не столько с чистоплотностью чиновников, сколько с объемом ресурсной базы для освоения – и все. Регион побогаче – коррупции побольше. Но это не значит, что в этом регионе больше антикоррупционных дел. Они появляются именно тогда, когда принимается решение перераспределить те или иные потоки. Я думаю, что в Самарской области, если там больше таких дел в последнее время, вероятно, сошлись какие-то факторы. Во всех антикоррупционных делах есть так называемая точка отсечения. Железное правило – не трогают губернаторов. По остаточному принципу трогают заместителей, в последнее время это происходит все чаще. Для чиновников, которые находятся ниже по региональной, муниципальной вертикали, никаких гарантий нет. Обычно конкретный антикоррупционный сюжет идет на спад тогда, когда достигнута цель начала действий. А цель – это перераспределение финансовых потоков. Когда функционеры, бывшие бенефициары этой цепочки передают контроль над финансовыми потоками новым бенефициарам, тогда и антикоррупционная кампания идет на спад. Как правило, признаком является то, что коррупционеры отделываются весьма легким наказанием. Это или прекращение уголовного дела спустя некоторое время – несколько месяцев или лет, или условный срок. Грубо говоря, все, что не связано с реальным лишением свободы. Это признак того, что стороны договорились по-хорошему и те, кто раньше делал деньги на этих цепочках, отдали контроль над финансовыми потоками новым бенефициарам, которых лоббировали инициаторы всех этих уголовных преследований». Советуем также почитать материал «ФедералПресс» о крупном политическом скандале в Ульяновской области, где сотрудники силовых структур задержали мэра Димитровграда Андрея Большакова, советника губернатора Игоря Эделя и его помощника Дмитрия Смирнова. Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин