Россия и Африка будут вместе противостоять угрозам финансовой безопасности

Для отмывания денег киберпреступники сегодня используют все доступные продвинутые информационные технологии, в том числе криптобиржи. В результате появляются серьезные угрозы, которые требуют коллективных усилий на международном уровне. В таких непростых условиях у России и африканских стран есть хорошая возможность наладить профессиональный диалог и неполитизированное сотрудничество в области финансовой безопасности. Об этом заявил вице-спикер Совета Федерации Николай Журавлев на панельной сессии «Международное сотрудничество в сфере финансовой безопасности» экономического и гуманитарного форума «Россия — Африка» 27 июля.

Россия и Африка будут вместе противостоять угрозам финансовой безопасности
© Парламентская газета

Криптовалютных преступлений больше

Проникновение организованной преступности в легальную экономику, а также криминальные финансовые потоки сдерживают экономическое развитие стран, подрывают их стабильность и безопасность, напомнил Николай Журавлев. К примеру, в России в 2022 году ущерб от экономических преступлений составил сотни миллиардов рублей. Аналогичная ситуация наблюдается и на Африканском континенте. По данным ООН, в Северной Африке и регионе к югу от Сахары в 2019—2021 годах зарегистрировано почти 100 тысяч преступлений в области коррупции, мошенничества и отмывания доходов, полученных преступных путем.

«Мы видим, что преступники используют информационные и финансовые технологии, социальную инженерию, привлечение средств граждан в разного рода финансовые пирамиды и фишинговые сайты, которые ставят под угрозу средства граждан. Для отмывания денег используется также криптовалюта. В результате появляются серьезные угрозы финансовой безопасности, которые требуют коллективных усилий на международном уровне», — уточнил вице-спикер.

Сенатор добавил, что российские власти уделяют теме финансовой безопасности особое внимание, «постоянно совершенствуется законодательство, препятствующее отмыванию преступных денег, помогающее бороться с социальной инженерией». «У нас сформирована сильная нормативно-правовая база, приняты законы о противодействии хищению денег при переводах. Развивается инструмент антифрода, предусмотрена ответственность за создание финансовых пирамид», — сказал Журавлев.

Политизировать финансовую безопасность не нужно

Ключевым элементом российской антиотмывочной системы является Росфинмониторинг, который ежегодно анализирует около 20 миллионов сообщений о подозрительных операциях. И с каждым годом компетенции отечественной финразведки прибавляют в качестве. За 20 лет она стала одной из наиболее развитых антиотмывочных систем в мире, что подтверждено комплексной оценкой ФАТФ в 2019 году.

По словам замруководителя Росфинмониторинга Германа Негляда, экономические преступления сегодня становятся все более изощренными, чему способствуют новые технологии. В России, например, значительную долю преступлений составляют мошенничества с применением электронных средств платежа — банковских карт, электронных кошельков.

«82 процента россиян владеют банковскими картами, и треть из них сталкивалась со случаями мошенничества. В качестве примера могу привести случай использования в этих неблаговидных целях имени нашего ведомства. Писали, звонили от Росфинмониторинга. Сообщали гражданину, что его средства заморожены и нужно заплатить налог на легализацию, для этого следует сообщить банковские данные или внести депозит. Кое-кто поддавался на обманные уловки», — отметил представитель российской финразведки.

Часто, по словам Негляда, преступники находятся в других странах. Много телефонных мошенничеств совершается с территории Прибалтийских стран и Украины, что объясняется знанием языка, российских обычаев и культуры. «Знаем, что в Африке криптовалютный рынок активно растет. Что касается нас, то фиксируем использование криптовалюты в преступных целях. Чаще всего — отмывание денег от наркоторговли, мошенничества, деятельности финансовых пирамид и для финансирования террористической деятельности», — заметил замглавы Росфинмониторинга.

Большое количество угроз имеет трансграничный характер, что актуально и для стран Африки. В том числе это связано с распространением наркотиков. «Преступник находится в одной стране, совершает преступление в другой, выводит средства в третьей, а приобретает активы в четвертых странах», — пояснил Негляд современную схему отмывания денег.

Чиновник убежден, что для усиления финансовой безопасности нужно продвигать международное сотрудничество вне всякой политической повестки, которая кратно снижает эффективность процесса. В прошлом году, к примеру, Росфинмониторинг провел 900 международных финансовых расследований, в ряде которых участвовали 10 и более государств. Связаны они были в основном с выводом преступных средств через криптовалютные биржи и хищением денег из банков трансграничными преступными группами.