Домашний арест для блогеров Чекалиных потребовали из-за интервью, на котором настояли в АП
Пресненский суд Москвы отказался ужесточить меру пресечения мужу блогера Валерии Чекалиной (известна как Лерчек) Артему Чекалину по делу об уклонении от уплаты налогов в особо крупном размере и отмывании денежных средств. Таким образом, он отклонил ходатайство следствия об изменении меры пресечения для фигуранта с запрета определенных действий на домашний арест. Заседание по аналогичному вопросу в отношении его жены суд прервал до 21 июля.
Ничто не предвещало того, что фигурантам громкого дела могут попросить изменить меру пресечения. Общавшийся накануне с адвокатами следователь не раскрывал своих планов. Тем более что еще 3 мая Валерия Чекалина выплатила вмененную ей недоимку в 311 млн рублей налоговикам. Поэтому, когда 14 июля днем Следственный комитет объявил, что намерен требовать ужесточения меры пресечения Чекалиным, для них это явно стало шоком. Уже в половине четвертого фигуранты были в суде: Лерчек сидела на коленях у мужа, максимально отдалившись от прессы, а рядом стояли адвокаты. Однако ждать начала процесса пришлось почти до семи часов вечера, поскольку судья Александра Авдотьина слушала другие дела.
Под запретом определенных действий бьюти-блогер Валерия Чекалина и ее муж Артем Чекалин оказались 16 марта по решению Савеловского суда Москвы в рамках дела об отмывании 133 млн рублей (п. «б» ч. 4 ст. 174. 1 УК РФ — до трех лет лишения свободы). Ранее обоим также было предъявлено обвинение в уклонении физлица от уплаты налогов в особо крупном размере (ч. 2 ст. 198 УК РФ — до семи лет заключения) на сумму 311 млн 43 тысячи рублей. Однако по этому делу фигуранты находились под подпиской о невыезде. Артему Чекалину инкриминировали пособничество в совершении преступления женой (ч. 5 ст. 33, ч. 2 ст. 198 УК). В деле речь идет о 2020-2021 годах, когда индивидуальный предприниматель Чекалина Валерия Валерьевна при помощи мужа недоплатила налог на добавленную стоимость, а затем купила валюту, тем самым совершив легализацию незаконных доходов, считает следствие.
Позже, в Мосгорсуде, адвокаты пытались добиться послаблений для своих подзащитных. Они просили разрешить им пользоваться интернетом, но апелляция в этом отказала.
Интервью для YouTube-канала и общение с тещей
И вот, как следовало из распространенного теперь Следственным комитетом сообщения, фигуранты не только нарушили наложенный судом запрет и «опосредованно» пользовались интернетом, но и общались со свидетелями по уголовному делу, которые «не являлись их близкими родственниками». Впрочем, в суде оказалось, что это не так.
Первым судья рассмотрела ходатайство следствия Москвы об изменении меры пресечения Артему Чекалину. Его адвокат Сергей Гуров сразу попытался перенести заседание в Замоскворецкий суд, мотивировав свою просьбу тем, что адрес столичного Следственного комитета относится к его территории. Однако следователь пояснил, что хотя на сайте СКР Москвы указан старый адрес (улица Бахрушина), но фактически 2-е следственное управление по расследованию особо важных дел ГСУ СК Москвы переехало на улицу Арбат. Она находится в юрисдикции Пресненского суда. На сайте же просто не успели изменить адрес. В итоге суд просьбу защиты отклонил.
Как и просьбу адвокатов о проведении заседания в закрытом режиме. Ее адвокаты мотивировали тем, что на слушании будет затрагиваться вопрос тайны частной жизни, налоговая и банковская тайны, а также иные «чувствительные сведения», касающиеся интервью пары YouTube-каналу «Эмпатия Манучи».
Это интервью, как выяснилось, и легло в основу ходатайства следствия об изменении чете Чекалиных меры пресечения. Также Артему Чекалину было поставлено в вину общение со свидетелем Эльвирой Феапентовой — матерью Валерии Чекалиной и его тещей соответственно.
Предположения следствия
Несмотря на то что в начале заседания защита огласила данные о том, что Валерия Чекалина не только заплатила налоговую недоимку в 311 млн рублей, написала заявление, что готова погасить штрафы и пени, самостоятельно пересчитала налоги за 2022 год и первый квартал 2023 года, а также официально отказалась от упрощенной системы налогообложения, следователь заявил, что «ущерб по делу не возмещен».
Он добавил, что в настоящее время еще «проводятся следственные действия по установлению действительной суммы ущерба», а «деятельность по сбору доказательств не окончена».
Представитель СК Москвы просил определить Артема Чекалина под домашний арест по месту прописки на улице Серпуховский Вал в Москве, хотя в начале заседания тот пояснил, что проживает с женой и тремя детьми в селе Ильинском Красногорского района Подмосковья.
Судье информации оказалось явно недостаточно, и она попросила следователя пояснить, в чем конкретно выразились нарушения со стороны Артема Чекалина. Представитель СК сообщил, что в интервью YouTube-каналу «Эмпатия Манучи» обвиняемый рассказал, как идет следствие, как проходили обыски, и сделал «обращения к неограниченному кругу лиц». Он отметил, что о даче фигурантом интервью свидетельствуют данные оперативно-разыскной деятельности, материал уголовно-исполнительной инспекции (она контролирует соблюдение фигурантами меры пресечения), а кроме того, «интервью имеется в открытом доступе». Впрочем, оказалось, что протокол осмотра вышеназванного видео следствие не потрудилось составить и не предоставило суду.
«То есть вы предлагаете суду посмотреть интервью, находящееся в открытом доступе?» — спросила следователя судья Александра Авдотьина.
Она заметила, что в приложенной к материалам дела оперативной справке не было указано, что Артем Чекалин разгласил данные предварительного следствия. «Тут говорится, что он, возможно, общается со своей тещей», — сказала судья и задала сыщику очередной вопрос: «Вы эти данные проверяли?»
«То, что он общается с тещей, мы не проверяли», — признал представитель СК Москвы.
Защита, в свою очередь, назвала доводы следствия надуманными и просила ходатайство об изменении меры пресечения Артему Чекалину отклонить.
«Какую цель преследует следствие?»
Так, Сергей Гуров обратил внимание суда на то, что Эльвира Феапентова проходит свидетелем по делу об уклонении ее дочерью от уплаты налогов, по которому чете Чекалиных была избрана подписка о невыезде. По делу же об отмывании денежных средств, в рамках которого им избрали ЗОД, она свидетелем не является. При этом оба эпизода следствие объединило в одно производство буквально вчера, сказал адвокат.
«Феапентова — бабушка детей Артема Чекалина и еще теща. Он что, как только заходит теща, должен прятаться в подвале?» — возмутился адвокат.
Он заявил, что инициаторами интервью для YouTube-канала были вовсе не блогеры. При этом в выступлении Чекалины раскаялись в содеянном и призвали граждан не поступать так, как поступали они. Однако, несмотря на публичное покаяние и возмещение ущерба, следствие не только не сняло арест с их имущества и со счетов, но попросило ужесточить им меру пресечения.
«Возникает вопрос: какую цель преследует следствие и какой сигнал подает другим блогерам, если просит утяжелить меру пресечения людям, которые осознали свои ошибки?» — задал риторический вопрос Сергей Гуров.
А его более молодой коллега, адвокат Корней Подвойский, потребовал вынести частное определение в адрес следователя и прокурора, заметив, что «глубоко возмущен» их действиями. По его словам, 14 июля «превратилось в кошмар» для супругов Чекалиных.
«Следствие сказало, что в интервью были призывы. Это были призывы к законной деятельности, эти призывы должны поощряться государством, а не наказываться» — такое мнение высказал адвокат.
Призыв платить налоги
Сам Артем Чекалин рассказал, что дал интервью по настоянию сотрудников управления внутренней политики администрации президента, которые 10 апреля вышли на них с женой и убедили их дать интервью блогеру You-Tube-канала «Эмпатия Манучи» «с призывом, чтобы люди платили налоги». «Я 150 раз спросил, не будет ли у меня проблем. Мне сказали, что со следственными органами и МВД все согласовано. Оказалось, что нет», — сказал он.
По словам обвиняемого, информация о том, как проходили обыски, есть в открытом доступе. «Единственное, что было в интервью, — это то, что платите налоги и спите спокойно. Никакого иного посыла там не было», — утверждал фигурант.
«Вы почтовые и телеграфные оправления осуществляете, пользуетесь интернетом?» — спросила у обвиняемого судья.
Тот заверил, что ничего подобного не делает, а с тещей «связывался через родственников». «Я ничего не нарушал. Я хочу работать, платить налоги и все для этого делаю», — заявил фигурант.
В итоге, пробыв в совещательной комнате 20 минут, Александра Авдотьина ходатайство следствия отклонила, оставив Артема Чекалина под прежней мерой пресечения. Предполагалось, что по похожему сценарию пройдет и слушание в отношении его жены. Однако судья неожиданно прервала заседание до 21 июля, удовлетворив просьбу адвоката Валерии Чекалиной Юлии Лисановской. Она просила истребовать у следствия и исследовать в суде видеозапись интервью.