Войти в почту

Культ жестокости и равнодушия: почему условный срок за халатность полиции убивает жертв домашнего насилия

В Кемерове суд вынес приговор пяти сотрудникам полиции по делу об убийстве студентки Веры Пехтелевой в 2020 году. Обвиняемые получили условные сроки. Полицейские проигнорировали несколько звонков от соседей, которые сообщали о совершающемся домашнем насилии в отношении 23-летней девушки. Бывший молодой человек избивал Пехтелеву несколько часов. В итоге соседи собственными силами взломали дверь в квартиру, где происходило избиение, однако к тому моменту девушка скончалась от полученных травм. «Вечерняя Москва» узнала у экспертов, почему условные наказания для сотрудников полиции неэффективны в подобных делах.

Культ жестокости и равнодушия: почему условный срок за халатность полиции убивает жертв домашнего насилия
© Вечерняя Москва

«Нет тела — нет дела»

По словам адвоката Мари Давтян, полицейские получают наказание за халатность, только когда жертва домашнего насилия погибает.

— Это не прецедент, такие дела были и раньше. Например, громкий случай в Нижнем Новгороде, когда мужчина убил всю свою семью, а полиция не отреагировала на жалобы жены. Подобный случай был в Орле, когда осудили участковую, а также в Москве и Подмосковье. Но дела о халатности в отношении сотрудников полиции, которые не предприняли экстренных мер реагирования, возбуждают, только когда женщина погибает. Полицейских не наказывают, если жертва домашнего насилия выжила, — рассказала юрист.

Адвокат считает, что условные сроки за халатность работников госорганов не являются эффективной мерой борьбы. Однако и реальное лишение свободы тоже не решит проблему.

— На практике полицейские получают только условные сроки — в среднем 1,5–2 года. Это неэффективная мера. Сотрудников полиции должны чаще судить за халатность. Однако я считаю, что неразумно за первое осуждение давать реальные сроки лишения свободы, но и условное наказание слишком мягкое. По сути, человек просто лишается работы, — отметила Давтян.

Эффективнее обязать сотрудников полиции проходить надлежащую подготовку по таким делам, предложила эксперт.

«Над детьми издеваются все»: что известно про семью девочки, которая подала сигнал о помощи в передаче Первого канала

— Если бы полицейские имели четкие и понятные протоколы реагирования на данные случаи, ситуация бы значительно улучшилась. Сейчас их не существует. Дела о халатности в отношении участковых подтверждают, что сотрудники не знают, что они должны делать, не понимают, как оценивать риски насилия и какие меры можно предпринять. Это касается и сотрудников патрульно-постовой службы, которые не выезжают на вызов, — разъяснила Давтян.

«Культ насилия и жестокости»

По словам юриста Дмитрия Краснова, случай с кемеровскими полицейскими — один из многих. В СМИ регулярно появляется информация, что полицейские не приезжают по вызову о домашнем насилии, а жертва погибает. Это негативное явление, которое нужно жесточайшим образом убирать из практики полиции.

— В таких ситуациях уголовные наказания являются мягкой мерой. Например, в случае с кемеровскими полицейскими приговор нужно обжаловать в прокуратуре и отменить. Они должны получить реальные сроки заключения, — уверен специалист.

Сотрудники полиции должны защищать людей от противоправных действий. Граждане России платят за это свои налоги. А условные сроки не имеют никакой эффективности, подчеркнул юрист.

— Такая практика с условными сроками, когда полицейские просто отделались испугом, порождает безнаказанность и понимание того, что они могут продолжать вести себя подобным образом и им за это ничего не будет. Помимо этого, возникает вопрос, как были наказаны руководители этих полицейских. Они выбрали себе таких негодяев в подчиненные, которые не приходят на помощь своим гражданам. Я считаю, что руководителей нужно уволить с волчьим билетом, чтобы они никогда больше не устроились работать на государственную службу. Этот вопрос нужно ставить в нашем обществе, — заявил собеседник «ВМ».

«Очень страшный случай»: адвокат Мари Давтян — о деле сестер Хачатурян и шансах, что девочек оправдают

Также сотрудники своими халатными действиями показывают, что в России можно безнаказанно бить женщин и детей, считает Краснов.

— Культ насилия и жестокости к людям, которые не могут за себя постоять, нужно немедленно прекращать и пресекать. Люди должны знать, что домашнее насилие будет жестоко наказано. Я уверен, что серьезные сроки заключения должны получать те, кто применяет насилие, а также те, кто вовремя не оказывает помощь и защиту, — сказал юрист.

По словам спикера, у полицейских, которых вызывают на место происшествия по домашнему насилию, есть все законные основания и меры защитить граждан. По всем нормативным актам, регламентирующим работу полиции, сотрудники обязаны выехать на место преступления, выяснить все обстоятельства произошедшего и устранить их.

— Эти полицейские безразлично относятся к судьбе людей, которых защищают, и не хотят выполнять свои профессиональные обязанности. Государственные органы должны избавляться от таких людей максимально быстро, потому что они позорят полицию, — подытожил Краснов.

Далеко не первый случай

Убийство Юлии Зайцевой и ее шестерых детей

Летом 2018 года двое полицейских в Нижнем Новгороде — Дмитрий Обливин и Владимир Филимонов — получили условные сроки за бездействие по заявлениям Юлии Зайцевой, которая неоднократно жаловалась на домашнее насилие со стороны мужа Олега Белова. Эта халатность привела убийству Беловым всей семьи. Обливин и Филимонов игнорировали обращения в полицию Зайцевой и не принимали никаких мер по привлечению к ответственности ее супруга. Он является инвалидом второй группы и имеет психическое заболевание — шизофрению. Супруга много раз сообщала, что Белов постоянно избивает ее и их шестерых детей. Тем не менее полицейские не проверяли обращения и отказывались возбуждать дело в течение двух лет. В итоге Олег Белов убил Юлию и их шестерых несовершеннолетних детей, а также свою мать.

Суд приговорил Обливина к условному лишению свободы сроком на три года, а Филимонова — к четырем годам условно с лишением права занимать должности в государственных органах на аналогичный срок.

Адвокат Грачевой — о домашнем насилии: Маргарита была похищена дважды, но никто не воспринимал всерьез

Убийство Яны Савчук

В 2019 году суд приговорил бывшего участкового орловской полиции Наталью Башкатову к двум годам колонии-поселения за игнорирование угрозы убийства во время ссоры девушки с бывшим парнем. Яна Савчук вызвала полицейских в ходе конфликта со своим экс-возлюбленным Андреем Бочковым. Однако Башкатова отказалась задержать парня. Она ответила девушке: «Если вас убьют, мы обязательно выедем, труп опишем. Не переживайте» и покинула место происшествия. Через несколько минут молодой человек нанес Савчук несколько ударов ногами по голове, от которых девушка скончалась.

Убийство Марии Фомичевой

В 2022 году бердский полицейский Юрий Денисов получил условное наказание за игнорирование сообщений о домашнем насилии, которое привело к убийству женщины. В течение двух дней в дежурную часть неоднократно поступали жалобы о том, что в одной из квартир женщине угрожают убийством и избивают ее. Александр Фомичев зарезал свою супругу Марию и ранил в лицо 60-летнего отца. Мужчина сам позвонил в полицию и сообщил о содеянном. Бывшего сотрудника полиции приговорили к двум годам колонии условно с лишением права занимать должности в государственных органах на тот же срок. Его признали виновным в халатности, которая повлекла за собой смерть человека.