Конец бандитской саги 90-х. Последние члены «Ореховской» банды оказались за решеткой

На этой неделе российское правосудие перевернуло еще одну страницу криминального прошлого страны. «Ореховские». Те, кто пережил 90-е, конечно, помнят, это слово. Тогда заголовки газет пестрели сообщениям об одной из самых жестоких ОПГ Москвы. Двадцать с лишним лет прошло, а уголовные дела в отношении членов этой банды до сих пор рассматривают в российских судах. Но, как говорится, сколько веревочке ни виться, а конец всегда найдется. В этом убедился и обозреватель «МИР 24» Роман Никифоров.

Конец бандитской саги 90-х. Последние члены «Ореховской» банды оказались за решеткой
© Мир24

Этот человек признан Московским областным судом виновным в 16 убийствах и еще пяти покушениях на убийство. Сергей Фролов, он же Болтон, получает пожизненный срок.

«Сергей Фролов являлся активным членом «Ореховской» ОПГ и входил в закрытую группу штатных киллеров», – сказала старший помощник руководителя главного следственного управления СК России по Московской области.

Возмездие настигает и подельников Болтона, им дают от 13 до 19 лет колонии. Уголовному делу четверть века. Тот же Фролов был в розыске аж с 1998 года. А история «Ореховской» группировки уходит корнями в советское прошлое. По данным газеты «Коммерсант», основатель ОПГ – Сергей Тимофеев. Родился в 1955-м в Новгородской области. В юности увлекался спортом, еще будучи школьником, работал трактористом. Отслужил срочную службу, а затем в середине 1970-х приехал в Москву, устроился слесарем. В 1980-х занялся еще и частным извозом, плюс местную молодежь карате обучал.

«Юг Москвы был очень густонаселенный, районы рабочие. Ребята росли не мажоры, ребята с улицы вышли, уличные пацаны. Он их собрал, организовал, поставил на нужные рельсы. Он понял, что на этой браваде пацанской можно зарабатывать хорошие деньги», – сказал оперативный сотрудник РУОП МВД России по г. Москве в 1995-2004 гг. Михаил Игнатов.

Бывший сотрудник РУОП Михаил Игнатов вспоминает. В 1988-м выходит горбачевский закон «О кооперации». А вместе с кооператорами появляются и рэкетиры. Кроме того, большие доходы приносит игра в наперстки. «Ореховские» и сами играют, и других крышуют.

Тимофеев получает прозвище Сильвестр за любовь к фильмам с Сильвестром Сталлоне. А позже и сам становится прототипом главного героя российского сериала «Бригада», утверждает «Комсомольская правда».

В 1989-м Сильвестр получает три года тюрьмы за вымогательство и выходит на свободу уже в совсем другой стране. В новой России группировки растут как на дрожжах: у каждого района Москвы или города в области – своя. Делят между собой сферы влияния, но с «ореховскими» предпочитают не связываться, уверяет Михаил Игнатов.

«Они долго не церемонились, долго не уговаривали своих оппонентов. Если не приехали на стрелку и не договорились по-хорошему в свою пользу, значит, второй стрелки не будет, а будут отстрелы», – отметил Михаил Игнатов.

И предпринимателям есть чего бояться.

Через пару лет под «ореховскими» уже не просто мелкие фирмы, палатки или пункты обмена валюты, а крупные магазины, казино, банки по всей Москве. Или вот один из первых в стране ночных клубов «Арлекино» на Красной Пресне. Престижная площадка для любой российской поп- или рок-звезды.

Сами «ореховские» утверждали, что могли одномоментно собрать до двух сотен бойцов. Но при этом ни одного вора в законе у них нет.

«Сильвестр был очень гибкий, он с ними не ругался, не бодался, не вступал в конфронтацию. Ему предлагали несколько раз надеть корону, короноваться, но он наотрез отказывался всегда. «Я далек от воровского движения, это не мое. Я буду в общак помогать, зоны греть, но сам шапку не надену», – добавил Михаил Игнатов.

Зато есть бывшие сотрудники различных спецподразделений. Вот, например, Алексей Шерстобитов. Бывший офицер Внутренних войск. Награжден орденом «За личное мужество». Если судить по домашним видео, обычный парень. Семья, дети, посиделки с друзьями.

Однако есть у него и другое имя – Леша Солдат. В 2008-м Мосгорсуд отправил его за решетку за 12 убийств и покушений. Лишил всех званий и наград. Весной 1994-го именно он из этой винтовки убил авторитетного бизнесмена Отари Квантришвили, что с Сильвестром общался, а потом, возможно, бизнес не поделил. Хотя блогер Стас Евстифеев озвучивает другую версию.

«Тимофеев в данной операции был посредник, а не заказчик. Заказ на Квантришвили шел сверху, от представителей власти того времени, которые были недовольны попытками Отари Витальевича пройти в политику», – отметил Стас Евстифеев.

Летом того же года, продолжает блогер, «ореховские» вступают в конфликт с Борисом Березовским. Олигарх хочет отобрать у группировки легендарный магазин «Орбита» на Смоленской площади, известный еще с советских времен. В итоге его машину взрывают. Березовский чудом остается жив.

«Многие говорят – мина. Мне он говорил, что был выстрел с ПТУРСа, противотанкового реактивного снаряда. Били наискосок. И когда ударили, страшно обезобразили, изуродовали и убили водителя, а рядом загорелся охранник и осколки отлетели, тоже был изранен. А Борис обгорел», – сказал секретарь Совета безопасности РФ с 1996 по 1998 гг. Иван Рыбкин.

А через пару месяцев убивают самого Сильвестра – тоже взрывают машину. Что это – ответ Березовского или месть за Квантришвили? Но снова есть и другая версия.

«Все в один голос заявляют, что исполнители и заказчики – это именно те люди, которые находились в момент взрыва рядом с Тимофеевым. Рядом с ним на тот момент находились Сергей Буторин – Ося и лидер «Курганской» группировки», – сказал Стас Евстифеев.

«Ося решил занять место Сильвестра. Но не все были с этим согласны. Кто был не согласен, Ося их отправлял в мир иной», – отметил Михаил Игнатов.

Битва за власть идет кровавая и ожесточенная, люди-то подготовленные. Вот показательный пример: Александр Солоник, которого СМИ называют киллером «Курганской» бригады, тот самый, что, по данным следствия, милиционеров на рынке расстрелял и вора в законе Глобуса убил, совершает дерзкий побег из Матросской тишины. Скрывается в Греции. Но даже ему в итоге приходится платить по счетам. Из материалов Мосгорсуда следует: Солоника и его подругу Светлану Котову убивают активные участники «Ореховской» группировки во главе с Александром Пустоваловым.

«Он служил в спецназе, в боевых пловцах .в подразделении боевых пловцов. Очень серьезное подразделение спецназа морской пехоты», – сказал Михаил Игнатов.

Лидеры «ореховских» погибают один за другим. Ося даже инсценирует свою смерть, а сам уезжает в Испанию. Здесь его вычисляет и задерживает испанская полиция, но в Россию Буторина экстрадируют только десять лет спустя. К этому моменту «Ореховской» ОПГ как монолитной структуры по сути нет, рассказывает оперативник Михаил Игнатов. Но даже в таком, разобранном, состоянии, она остается крайне опасной. Директор рынка «Одинцовское подворье» Сергей Журба пытается вернуть себе переписанное на «ореховских» имущество. Итог – два покушения.

«Одно покушение закончилось тем, что Журба был ранен. Погиб его водитель. Второе покушение на убийство было предотвращено правоохранительными органами», – сказал прокурор отдела государственных обвинителей прокуратуры Московской области Алексей Сульженко.

Интересы Журбы защищает Татьяна Акимцева – звездный адвокат, которая раньше работала с Кристиной Орбакайте, Филиппом Киркоровым, Евгением Плющенко и Яной Рудковской. В деле ей помогал Александр Карабанов.

«Татьяна «ореховских» практически не знала, просто она попала в это дело и только в формате этого дела начала понимать и офигевать от того, куда ее занесло. Она не предполагала, что могут убивать, могут угрожать. Татьяна психологически к этому была не готова», – добавил адвокат, кандидат юридических наук Александр Карабанов.

По словам Карабанова, Татьяна попросила госзащиту, но преступники ее опередили. Расстреляли вместе с водителем в 2014 году.

«Действовали участники «Ореховской» ОПГ дерзко, цинично, в дневное время суток, не оставляя при этом ни малейших следов», – сказала Ольга Врадий.

И покушения на Журбу, и убийство Акимцевой – дело рук тех самых членов группы Фролова-Болтона, что получили сроки на этой неделе.

«Я после смерти Татьяны довел все наши дела до логического завершения. Считаю, что это решение знаковое, потому что именно неотвратимость наказания является актом социальной справедливости. И рано или поздно все преступники, которые совершают преступления, должны будут оказаться в тюрьме», – сказал Александр Карабанов.

Причем, речь идет о людях, для которых даже резонансное убийство, по сути, рядовой эпизод.

«Если брать всех жертв, всех собрать, кто стал жертвой войны с «Ореховской» группировкой, больше сотни получится», – отметил Михаил Игнатов.