Войти в почту

ФСБ раскрыла документы о преступлениях фашистов под Сталинградом

Центр общественных связей ФСБ России опубликовал рассекреченные архивные документы, которые свидетельствуют о преступлениях, совершенных в пересыльном лагере для советских военнопленных «Дулаг-205» в селе Алексеевка под Сталинградом. После освобождения населенного пункта на территории лагеря было обнаружено около 3 тысяч трупов военнопленных командиров и красноармейцев...

ФСБ раскрыла документы о преступлениях фашистов под Сталинградом
© Вести Подмосковья

С 1943 года расследования преступлений немецко-фашистских оккупантов были возложены на Главное управление контрразведки «Смерш» НКО СССР. 19 апреля, в день рождения «Смерш» был издан указ «О мерах наказания для немецко-фашистских злодеев, виновных в убийствах и истязаниях советского гражданского населения и пленных красноармейцев, для шпионов, изменников родины из числа советских граждан и для их пособников». Подразумевалось, что военнослужащие оккупационных подразделений, принимавших участие в карательных акциях, будут приговорены к смертной казни через повешение. Их пособников из числа местного населения ждали каторжные работы на срок от 15 до 20 лет.

В начале сентября 1943 года на стол заместителю председателя Государственного комитета обороны (ГКО) Вячеславу Молотову лег доклад начальника «Смерша» Виктора Абакумова, в котором говорилось о бывшем немецком пересыльном лагере «Дулаг-205» для советских военнопленных у села Алексеевка под Сталинградом. В тексте указывалось: «На территории лагеря и близ него были обнаружены тысячи трупов военнопленных красноармейцев и командиров, умерших от истощения и холода, а также освобождено несколько сот истерзанных, истощенных от голода и до крайности измученных быв. военнослужащих Красной Армии». 

Первоначальной проверкой было установлено, что виновными в смертях командиров и красноармейцев могли быть бывший комендант лагеря полковник Рудольф Керперт, бывший обер-квартирмейстер 6-й армии вермахта подполковник Вернер фон Куновский, бывший офицер абвера при лагере капитан Вильгельм Лянгхельд и бывший адъютант коменданта лагеря обер-лейтенант Отто Медер. «Смерш» начал в отношении этих лиц и их злодеяний тщательное расследование. 

В плен попали практически все фигуранты дела. Обвиняемые фашисты без зазрения совести рассказывали, как трудно жилось в «Дулаге-205» советским военнопленным. Керперт подтвердил, что несмотря на зимнее время землянки для узников не отапливались. При этом всем не хватало мест и спать в этих землянках красноармейцам приходилось сидя. С питанием в лагере была и вовсе беда. Как известно, гитлеровцы сами голодали в котле под Сталинградом. Надо ли говорить, что пленных они и вовсе не кормили. Керперт утверждает, что лишь изредка удавалось достать останки дохлой лошади, которую варили на весь лагерь. Начиная с 10 декабря смертность в «Дулаге» из-за отсутствия питания повысилась и оставляла до 50 человек в сутки. Следователь напомнил Керперту, что военнопленных по Женевской и Гаагской конвенциям полагается кормить, на что гитлеровский полковник ответил, что у них было такое снабжение, как и у солдат вермахта...

Кроме голода и холода число живых военнопленных выкашивалось издевательствами со стороны охранников лагеря. Привычным делом было натравливание на людей собак. Если человек не мог из-за полного упадка сил работать, то его тут же расстреливали на месте. Отто Медер признался, что советских солдат и командиров расстреливали без суда по прямому приказу Керперта. Обер-лейтенант согласен с тем, что это убийство, но, по его словам, такое часто происходит в германских лагерях, когда пленные подвергаются наказаниям за самую малую провинность и даже вовсе без вины. Также Медер назвал в числе виновников издевательств над узниками Куновского. Главной причиной такого отношения к пленным экс-адъютант считает, что это не каралось в германской армии. Если бы это не было разрешено, то и преступления не были бы совершены.

Находившийся в лагере красноармеец Алексеев рассказывал на следствии, что при нем военнопленным ни разу не выдавались вода и хлеб. Воду заменял грязный и окровавленный снег с территории. После такого питья все повально болели, многие умирали. Медицинская помощь также ни разу не оказывалась, хотя многие узники были ранены. Часовые стреляли в пленных просто так, без предупреждения. Ради потехи и смеха натравливались собаки. Было немало людей, которые в этой обстановке сошли с ума. В декабре 1942 года в день умирало по 50-150 человек, а в первые дни января смертность достигла двухсот и более случаев. 

Из обвиняемых фашистов в итоге свою вину признали Керперт, Куновский, Лянгхельд и Медер. После следствия военный трибунал 3-го Прибалтийского фронта приговорил их к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение 13 октября 1944 года. За свои преступления поплатились полковник Рудольф Керперт, капитан Карл Фристер, капитан Фриц Мозентин, обер-лейтенант Отто Медер, капитан Рихард Зейдлиц и капитан Курт Вольфарт.