Почему в «тюменской матрешке» стали меньше брать взяток: соревнование снаряда и брони
Статистика прокуратуры Статистика Генпрокуратуры РФ за 2022 год показала в регионах «тюменской матрешки» снижение общего числа преступлений, связанных со взяточничеством, на 14,3 %. При этом в каждом регионе в отдельности наблюдается как аналогичная тенденция, так и противоположная. Так, в Тюменской области в прошлом году было зарегистрировано преступлений по статье 290 УК РФ («Получение взятки») на 8,8 % больше, чем в предыдущем. При этом динамика в 2021-м была еще более отрицательной, тогда число таких нарушений закона выросло аж на 150 %. Динамика в автономных округах по данному показателю совершенно противоположная. В Югре было зарегистрировано фактов получения взяток на 29,9 % меньше. На Ямале отмечено самое большое в «матрешке» снижение количества преступлений по статье «Получение взятки» – на 52,9 %. В 2021-м году прирост по таким преступлениям в округах был более 20 %. Число зарегистрированных преступлений по статье 291 УК РФ («Дача взятки») в Тюменской области выросло на 12,9 %. При этом следует отметить, что динамика резко изменилась по сравнению с предыдущим годом, в 2021-ом рост был колоссальный – 400 %. На Ямале таких преступлений стало больше за год на 28,6 %. В Югре наблюдается совсем противоположная тенденция. Там фактов дачи взяток было выявлено на треть меньше, чем в прошлом году. При этом в 2021-м был внушительной рост на 200 %. Портрет взяточника Взяточничество – это традиционно первооснова коррупционных преступлений, отметил кандидат юридических наук, доцент, руководитель Высшей школы права Югорского госуниверситета и эксперт ассоциации «Независимый общественный мониторинг» Станислав Розенко. Коррупция – феномен, близкий к беловоротничковой преступности. Как правило, на совершение таких преступлений идут люди с образованием, определенным социальным и служебным положением, опытом работы и социальным запасом, не склонные к совершению общеуголовных преступлений. «Бытовое взяточничество в значительной мере потеснили, и оно уже не приобретает тех форм, которые были 15–20 лет назад, когда ситуация была гораздо сложнее», – подчеркнул Розенко. По его словам, субъектами преступлений выступают, как правило, должностные лица. При этом само деяние традиционно достаточно высоко латентно, поскольку в совершении данного преступления заинтересованы обе стороны, подчеркнул собеседник. «Бороться со взяточничеством правоохранительным органам достаточно сложно. Прежде всего в область внимания их попадает мелкое взяточничество, а крупное традиционно более тяжело раскрывается и расследуется в силу разных факторов», – добавил Станислав Розенко. Цифровизация и надзор Эксперты подчеркивают, что регионы «матрешки» разные по структуре, социально-экономическому развитию и населению. В каждом субъекте по-своему выстраивалась деятельность по противодействию коррупции, поэтому и цифры разные. Что касается снижения количества таких преступлений, то на это мог повлиять целый комплекс причин. По мнению руководителя Центра европейско-азиатских исследований Андрея Русакова, одним из масштабных процессов, который осложняет жизнь взяточникам и в какой-то степени разрушает коррупционные цепочки, является цифровизация. Сейчас отмечен тренд на прозрачность в госуслугах. «Некоторые процедуры стали прозрачными, платить за такие услуги смысла нет. Процесс заложен в программе, что вы с ним сделаете? Инструментов воздействия нет, поэтому и взятку давать не за что. Цифровизация дает свои плоды», – полагает Русаков. Также политолог не исключает, что чиновники стали больше дорожить госслужбой и не поддаваться на «соблазны». Коррупционная уголовная статья – это волчий билет. С таким послужным списком сложно устроиться работать на те же позиции или вовсе невозможно. Еще одна причина – усилившийся надзор за чиновниками, которые занимают должности, входящие в «красную зону». Это те позиции, где технически возможно взять или дать взятку. «Не каждому же чиновнику возможно дать взятку, потому что банально не за что. А те позиции, где это возможно, находятся под повышенным надзором. Все позиции, где теоретически чиновник может что-то сделать и получить за это вознаграждение, конкретные люди, которые могут повлиять на приятие знаковых решений, известны правоохранительным органам. В этом контексте сложно быть непойманным», – пояснил Русаков. По мнению спикера, от чиновников, начиная от младшего специалиста до руководителя департамента, мало что зависит в принятии решений, эти люди просто обеспечивают бюрократический процесс. Процесс влияния связан с распределением государственных денег и имущества. Все эти лазейки давно известны. «Приняты политические меры – повышенное внимание к чиновникам и надсмотр за ними. В госучреждениях кругом стоят камеры. Надо создавать целую сеть, ОПГ, чтобы получить взятку. Это могут позволить себе только определенные люди и на определенных уровнях, потому что становится все больше надзора», – заключил Андрей Русаков. Соревнование снаряда и брони Еще один фактор – вероятная недоработка силовиков, преступления просто не попали в зону их внимания, они не были выявлены. Так, в ходе визита заместителя генпрокурора РФ Сергея Зайцева в Югру как раз акцентировали внимание на том, что плохо идет работа по выявлению коррупционных правонарушений и преступлений, а потом произошел всплеск активности определенных подразделений. «Можно сказать одно точно, что прокуратура обратила внимание на эффективность противодействию коррупции в данных регионах. Работа пошла», – подчеркнул Станислав Розенко. Следующий фактор – профилактика коррупции, которая проводится в стране на протяжении длительного времени. Большую роль в этом играет закон об обязательном предоставлении сведений о доходах и расходах чиновников, служащих и членов их семей. «Значительная часть условий для коррупционных деяний все-таки в какой-то мере нивелирована. Система контроля имеет место быть, уже нет той ситуации, когда вдруг оказывается, что у простого служащего есть несколько квартир и он не может объяснить происхождение средств», – считает Розенко. Органы федеральной и региональной власти региона стали чаще обращать внимание на такие скандальные объекты, как больница-долгострой в Нижневартовске. К этому процессу привлекают и представителей общественности. Но у этого есть и обратная сторона. «Идет соревнование снаряда и брони. Насколько государство стремится прописывать те или иные условия осуществления закупок и контрактов, настолько те или иные лица пытаются использовать эту ситуацию в своих интересах. Но радует, что в других-то городах мы подобных долгостроев не наблюдаем, слава богу. Да, имеются проблемы, но по мере поступления их все-таки стараются решать», – заключил Розенко. Фото: Nikolay Gyngazov / Global Look Press / globallookpress.com, ФедералПресс / Евгений Поторочин Инфографика: ФедералПресс / Светлана Возмилова