"Общага на Сахалине и столовка на Камчатке": казанских инвесторов развели на проектах для газовиков?
В МВД Татарстана ущерб от "дальневосточных" афер оценили почти в 27 млн рублей
В Казани под домашний арест отправили гендиректора компаний общепита в Татарстане и Марий Эл Евгения Давыдова. По версии полицейских, в 2020—2022 годах он обманом завладел суммой в 26,9 млн рублей, попросив двух знакомых бизнесменов поддержать инвестициями его бизнес и масштабные строительные проекты на Дальнем Востоке. В деле фигурируют липовые договоры на возведение общежития на острове Кунашир Сахалинской области и столовой в городе Вилючинске Камчатского края, где, по данным "Реального времени", в качестве контрагента указан один из застройщиков космодрома Восточный. В суде Давыдов заявил — вину не признает.
"Запсибгазпром" от Давыдова открестился
В полицейском изоляторе 37-летний бизнесмен Евгений Давыдов провел четыре ночи. Уголовное дело о мошенничестве в казанском отделе полиции "Гвардейский" возбудили еще в конце января — в отношении неустановленных лиц. 3 марта провели обыск у Давыдова дома, 6-го пригласили его в отдел на допрос и задержали. Вновь свою семью он увидел лишь 10 марта, когда Советский райсуд Казани избрал меру пресечения в виде домашнего ареста.
На суд Давыдова уже в статусе обвиняемого привозили дважды. Но 7 марта председательствующий по делу судья Сергей Аптулин не стал выносить решение по ходатайству полиции, а лишь продлил срок задержания на 72 часа.
До истечения этого срока полицейские успели объединить два дела о предполагаемых преступлениях Давыдова из ОП "Гвардейский" и ОП "Азино" и предъявить фигуранту обвинение по двум статьям мошенничества в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК РФ). Об этом на заседании сообщил следователь ОП "Гвардейский" Расул Рамазанов, настаивая на заключении задержанного под стражу. Его позицию поддержал и помощник прокурора района Денис Крылов.
На данный момент Евгений Давыдов является генеральным директором и совладельцем казанского ООО "Альянс-сервис" и йошкар-олинского ООО "Пир". Обе фирмы работают в сфере общепита, вторая специализируется на услугах доставки из ресторанов. Впрочем, предъявленные руководителю аферы связаны с иной сферой. С заявлениями о незаконных действиях Давыдова в полицию обратились два казанских бизнесмена — Гатауллин и Хайрутдинов. Первый заявил об ущербе в 18,834 млн, второй — о потере 8,02 млн рублей.
Предварительно следствием установлено — знакомство с частным предпринимателем Гатауллиным ныне обвиняемый свел в 2019 году, когда арендовал помещение под автомойку (бизнесом именно в этой сфере в статусе ИП занимается супруга Давыдова). По данным источников "Реального времени", в полиции Гатауллин рассказывал, как в октябре 2020-го поддался на уговоры Давыдова о выгодных инвестициях в строительство на Дальнем Востоке и подписал три инвестиционных договора. Первый предусматривал вложения в разработку проекта столовой в городе Вилючинске Камчатского края, второй — финансирование по объекту будущего общежития в поселке Лагунное на острове Кунашир Сахалинской области, ну а третий — приобретение спецтехники для работ. Силовики уверены — потерпевший свои обязательства исполнил, передав лично и перечислив на счет ИП Давыдовой все 18,8 млн с октября 2020-го по сентябрь 2021 года.
Летом 2022-го, не дождавшись дивидендов, Гатауллин потребовал документы о расходовании его средств. Однако полученные бумаги вызвали у инвестора большие сомнения — в частности, договор оказания услуг фирмы "Пир" с ООО "Запсибгазпром-Газификация" на 210 млн рублей, договор предоставления гусеничного трактора и изготовления комплектующих для модульного здания столовой. В своем заявлении в полицию он указал — считает эти документы фальшивыми.
На заседании суда по аресту прозвучал ответ на полицейский запрос в тюменское ООО "Запсибгазпром-Газификация": ни в каких договорных отношениях с давыдовским "Пиром" компания не состоит. Заметим, указанная организация является "дочкой" ОАО "Запсибгазпром" и, как и головная компания, специализируется на строительстве. Поминаемых в деле Давыдова объектов в активе "Запсибгазпром-Газификации" в 2019—2022 годах не значится. Зато там есть контракты на 13,5 млрд от дирекции космодрома Восточный — на строительство систем внешнего энергоснабжения, телекоммуникаций и связи.
"Отрицаю, что обмануть людей хотел"
По данным источников "Реального времени", потерпевший Гатауллин рассказал сотрудникам ОП "Гвардейский" — на последней встрече "партнер" признался ему, что никакого строительства на самом деле не ведет. А потом пропал, перестав отвечать на звонки.
Схожую историю, но в отделе полиции "Азино" изложил другой потерпевший по этому делу — Хайрутдинов. Любопытно, что с заявлением о преступлении он обратился еще в сентябре 2022-го, а дело возбудили лишь 7 марта 2023-го — после задержания директора "Пира" другим отделом. Второй потерпевший познакомился с ныне обвиняемым, когда тот брал у него деньги в заем под залог своей машины.
По версии следствия, в апреле 2022 года один бизнесмен попросил у другого денег и предложил инвестировать часть в "организацию услуг питания в городе Вилючинске Камчатского края". Очень похоже, что речь идет все о той же непостроенной столовой. Хайрутдинов, как считают в полиции, согласился стать инвестором и передал Давыдову под расписку 4 млн рублей с лишним, а позднее перевел на счет ИП Давыдовой еще 5,5 млн рублей. Из указанных сумм Хайрутдинову вернули 1 млн 780 тысяч рублей, после чего Давыдов перестал брать трубку. Ущерб потерпевший и полицейские оценили в 8 млн 20 тысяч рублей.
Комментировать свое дело "Реальному времени" Евгений Давыдов отказался. "Пусть сначала докажут", — заявил он после заседания. Ну а в суде сказал: "Отрицаю, что обмануть людей хотел". По версии обвиняемого, деньги у потерпевших он и жена брали для инвестиций и в долг, причем куда в меньшей сумме. По факту Давыдов признает лишь те транши, что переводились с карты на карту, передачу наличными отрицает.
Его адвокат Данил Мишин подчеркивал — поминаемые в деле расписки следователь почему-то не приобщил к своему ходатайству в качестве доказательства. Защитник просил не отправлять его клиента в СИЗО, а ограничиться домашним арестом бизнесмена с согласия второго собственника квартиры — супруги. Мишин также ссылался на усматриваемые защитой процессуальные нарушения во время следственных действий, утверждая, что на момент первого допроса в "Гвардейском" у Давыдова не было статуса подозреваемого: дело возбуждалось не в отношении него, мера пресечения ему не избиралась, даже протокол задержания оформили уже после допроса.
Разговор судьи с задержанным добавил красок в это дело. Оказалось, что сомнения в подлинности договора между гендиректорами "Запсибгазпром-Газификации" и "Пира" есть не только у потерпевшего. Председательствующий Сергей Аптулин поинтересовался: откуда взялся этот договор? "Не могу пояснить. Я его не подписывал", — заявил Давыдов. Его адвокат уточнил — данный договор следствию представил инвестор Гатауллин, причем, по мнению защиты, второй соучредитель "Пира" с долей 50% Сагитов является "человеком потерпевшего".
Также на заседании выяснилось, второй потерпевший инвестор еще до возбуждения уголовного дела успел взыскать через суд с супруги Давыдова 5,5 млн рублей и проценты за пользование этими средствами в 660 тысяч рублей на основании расписки. Адвокат Мишин считает, что это лишь подчеркивает гражданско-правовой характер отношений сторон. Заметим, что де-факто эта взысканная судом сумма включена в ущерб по уголовному делу. Так что в деталях этой истории еще предстоит разобраться.