Дело Фургала: медосвидетельствование Марата Кадырова перед вердиктом

Люберецкий городской суд Подмосковья назначил проведение медицинского освидетельствования Марату Кадырову, проходящего по одному делу вместе с экс-губернатором Хабаровского края Сергеем Фургалом. Решение было принято под финал процесса, накануне прений сторон. Защита Кадырова утверждает, что подсудимый страдает неизлечимым онкологическим заболеванием легких. Однако, несмотря на решение суда, адвокат Кадырова Анна Михайловская сомневается, что медосвидетельствование состоится.

Дело Фургала: медосвидетельствование Марата Кадырова перед вердиктом
© BFM.RU

Марат Кадыров, по версии следствия, был исполнителем покушения 28 июля 2004 года в поселке Прогресс Амурской области на жизнь бизнесмена Андрея Смольского, в гараж которого бросили две гранаты. Предприниматель был ранен, но выжил. Преступление, как гласит обвинение, организовал Сергей Фургал, так как у него случился конфликт с работавшим, как и он, в области скупки металлолома Смольским. Сам Фургал и Кадыров причастность к преступлению отрицают.

Ходатайство о проведении медосвидетельствования Кадырову, потерявшему за время двухгодичного нахождения в СИЗО несколько десятков килограммов веса, адвокат Анна Михайловская заявила в минувший понедельник, 16 января, на выездном процессе в Мособлсуде. Судья Люберецкого суда Подмосковья Геннадий Цой его удовлетворил.

О наличии у Марата Кадырова опухоли в легких, которая растет и, судя по результатам обследований, является злокачественной, защита заявляет еще с ноября 2019 года, когда обвиняемого арестовали. Адвокаты утверждают, что образование было обнаружено еще до задержания фигуранта. Как сообщала ранее Business FM, сотрудники медчасти столичного СИЗО № 5 «Водник» указывали в медицинских документах обтекаемый диагноз — периферическое образование верхней доли правого легкого без динамики. Это, по мнению защиты, делалось для того, чтобы не допустить освобождения обвиняемого из-под стражи.

Почти восемь месяцев — с декабря 2019 года по август 2020 года — Кадыров находился в туберкулезном диспансере «Матросской Тишины». Затем ему провели две компьютерные томографии — в ГКБ имени Демихова и в 62-й онкологической больнице, где подтвердили наличие опухоли.

Защита настаивала на обследовании Кадырова в онкоцентре имени Блохина, с которым родные фигуранта в декабре 2020 года заключили договор на оказание медуслуг. Но этого не случилось. Не удалось защите добиться и перевода Кадырова под домашний арест: суд всякий раз продлял ему нахождение под стражей, ссылаясь на то, что надлежащее лечение обвиняемому оказывается и по состоянию здоровья он может содержаться под стражей.

Почти год Кадыров сидит в столичном СИЗО № 3. Однако начальник изолятора, как утверждает адвокат подсудимого Анна Михайловская, несмотря на решение суда, отказывается назначить Кадырову медицинское освидетельствование. Один из таких отказов защитница обжаловала в Хорошевском суде Москвы. Но тот 6 октября 2022 года его не удовлетворил.

«Я думаю, что и последнее решение [Люберецкого] суда [о проведении медосвидетельствования] будет бесполезным. Судья принимает решение, а начальник СИЗО решает, что он выше [суда] и отказывает», — поделилась своими мыслями адвокат. По ее словам, по закону Кадырова должны вывезти из изолятора в гражданскую больницу, чтобы изучить документы и обследовать.

«Но начальник СИЗО Дмитрий Жданов считает, что у него [Кадырова] нет симптомов [онкологического заболевания]. Я уже раз пять подавала такое ходатайство начальнику СИЗО и до меня [другие] адвокаты на предварительном следствии подавали. Но каждый раз начальник СИЗО указывает, что у него нет онкологического заболевания и его можно содержать под стражей», — посетовала Михайловская.

По ее данным, если до задержания образование составляло от 3 до 5 миллиметров в диаметре, то позже этот «очаг звездчатой формы» стал больше, кроме того, опухоль дала метастазы в левое легкое. «На мой вопрос может ли какая-либо другая (кроме онкологической) опухоль метастазировать, врачи отвечают — нет. Но диагноз по-прежнему не ставят», — сказала защитница.

По ее словам, отсутствие четкого диагноза связано с тем, что Кадыров отказывается пройти определенный вид обследования — фибробронхоскопию. «Он отказывается ее пройти, потому, что у него это образование в верхней доле легкого, там, куда бронхоскоп не достанет. Это бесполезная и травмоопасная процедура», — объяснила решение своего клиента адвокат.

Она добавила, что Кадыров уже имеет негативный опыт, «когда его чуть не убили, поместив в туберкулезный диспенсер, после того как поставили ложный диагноз». «Вы говорите, что с раком легких долго не живут, но и в туберкулезном диспансере невозможно не заразиться туберкулезом, но он чудом там выжил и не заразился», — сказала защитница. Она добавила, что другие методы диагностики кроме фибробронхоскопии Кадырову не предлагают.

Адвокат отметила: какое обследование проводить, определяет фактически начальник СИЗО. По словам Михайловской, визит на прием к руководителю Медико-санитарной части № 77 ФСИН России Галине Тимчук, которая отвечает за лечение в столичных СИЗО, не принес результата. «Она пояснила, что врачи будут делать только то, что советует онколог», — рассказала адвокат. По ее словам, недавно тюремные врачи отреагировали на жалобы Кадырова в связи с наличием у него постоянных сильных головных болей. Однако куда с ними обращаться для обследования, так и не смогли пояснить.

«Нам сказали, что госконтракты с учреждениями здравоохранения [на обследование заключенных] у ФСИН пока не заключены. Это чрезвычайно странно, мы пока не понимаем, что мы можем сделать. Вот сейчас Кадырова направили на медобследование, а контракты не заключены. Что мы можем сделать?», — задается вопросом адвокат. Она предположила, что до вынесения вердикта присяжными Кадырова никто не успеет обследовать.

К рассмотрению дела экс-губернатора Хабаровского края Сергея Фургала, а также его предполагаемых соучастников Андрея Карепова, Марата Кадырова и Андрея Палея по существу Люберецкий суд Подмосковья приступил 11 мая 2022 года.

Фигурантам вменяют покушение на убийство амурского предпринимателя Александра Смольского и убийства бизнесменов Евгения Зори и Олега Булатова в 2004-2005 годах на территории Хабаровского края и Амурской области. Все они вину отрицают, а Фургал считает свое преследование политическим.

Пятый фигурант дела, Николай Мистрюков, заключил сделку со следствием и дал признательные показания. С сентября 2020 года Мистрюков находится под домашним арестом. По данным СМИ и правозащитника Евы Меркачевой, его освободили из СИЗО из-за наличия у него онкологического заболевания. Его дело было выделено в отдельное производство. Адвокаты других подсудимых заявляли позже Business FM, что диагноз у Мистрюкова впоследствии не подтвердился. В сентябре 2022 года он выступил как свидетель на процессе в Мособлсуде и выглядел довольно бодро. Он провел несколько дней стоя за трибуной, отвечая на вопросы участников процесса, тогда как Марат Кадыров с трудом сидел.

Ожидается, что 23 января в суде начнутся прения сторон, после чего будет составлен опросный лист, и присяжные удалятся на вынесение вердикта. Они должны дать ответ, виновны ли Фургал и другие подсудимые в инкриминируемых им преступлениях или нет. В случае положительного ответа суд назначит им сроки, в противном случае их должны немедленно освободить и оправдать. По прогнозам участников процесса, вердикт могут объявить лишь к концу января.