Войти в почту

Где сейчас экс-генпрокурор Юрий Скуратов?

Никто из генеральных прокуроров в новейшей истории не оставил такой яркий след, как Юрий Ильич Скуратов. Он чуть было не вывел на чистую воду добрую половину правительства, а в итоге был смещен с высокого поста после скандального видео на канале «Россия»...

Где сейчас экс-генпрокурор Юрий Скуратов?
© Вести Подмосковья

Родился Юрий Скуратов в июне 1952 года в столице Бурятской АССР — городе Улан-Удэ. Здесь же он окончил школу № 42, а поступил в юридический институт в Свердловске. Учился будущий генпрокурор на отлично и окончил не только вуз по специальности «Правоведение», но и аспирантуру. Служил два года в специальном батальоне милиции в Приморском крае. Где-то в середине 70-х годов Юрий сочетался браком с Еленой — инженером-экономистом по специальности. У пары родились два ребенка. Сыну Дмитрию сейчас 46 лет, а дочери Александре — 41 год. Дмитрий — юрист по образованию и занимается бизнесом, а дочь — специалист по международному праву. 

С 1977 года Скуратов преподает в родном институте, становится доцентом, а затем деканом судебно-прокурорского факультета. В 1987 году он стал самым молодым доктором юридических наук и профессором в СССР — в 35 лет. Так перспективного юриста и уже профессора заметили на самых верхах и пригласили в 1989 году на работу в аппарат ЦК КПСС. Здесь он работал в отделе по законодательным инициативам и правовым вопросам. В 1991 году карьера в новой России продолжилась в должности старшего консультанта по правовым вопросам глав Межреспубликанской службы безопасности и министра безопасности Виктора Баранникова. Еще через два года Скуратов получает пост директора НИИ при Генеральной прокуратуре. В 1995 году именно на его кандидатуре остановился президент Борис Ельцин, когда искал человека на должность генерального прокурора. В кресло главного прокурора страны Скуратов сел 24 октября. Первые годы он не был очень медийным лицом, но затем инициировал расследование сразу нескольких громких дел, которые затронули самые высокие сферы российской властной структуры. 

В августе 1998 года случился знаменитый дефолт. Одной из причин обвала рынка стал крах ГКО — государственных краткосрочных обязательств. Скуратов стал искать людей, которые спровоцировали эту ситуацию своими махинациями на рынке ГКО. В итоге расследование было начато в отношении сразу 780 крупных государственных чиновников. Прежде всего им вменялось то, что они использовали в игре на рынке информацию, которую получали благодаря своему служебному положению. Среди подозреваемых у Скуратова были Анатолий Чубайс, экс глава МИДа Андрей Козырев, замминистра финансов Андрей Вавилов, вице-премьер правительства Валерий Серов.

Пытался Скуратов разобраться и с делом по убийству телеведущего Владислава Листьева, которое случилось еще до его назначения. Спустя годы Скуратов признавался, что при должном усердии это дело можно было раскрыть. Не исключено, что имел отношение к этому происшествию и Борис Березовский. Про него Скуратов говорил: «Его роль в этом деле была достаточно непростой. С одной стороны, мы не добыли доказательств, чтобы сказать, что он был организатором или заказчиком, но, с другой стороны, налицо, что он воспрепятствовал проведению обыска по горячим следам, что нанесло ущерб расследованию...».

Международный резонанс получило дело об отмывании денег в швейцарском банке Banco del Gottardo. Эти сведения передала в Москву коллега Скуратова из Швейцарии Карла дель Понто. Скуратов возбудил уголовное дело в отношении чиновников Управления делами президента. Фигуранты подозревались в злоупотреблениях при заключении контрактов по реконструкции Московского Кремля. В Швейцарии проводилось расследование в отношении фирмы Mabetex Engineering и её «дочки» Mercata Trading & Engineering SA. Следователи считали, что компания давал взятки российским чиновникам за получение подрядов на реконструкцию Кремля. Якобы управляющему делами президента Павлу Бородину было выплачено $25,6 млн. Расследование в российских властных кругах встретило активное сопротивление, а после отставки Скуратова в 1999 году уголовного дела вроде, как и не было. 

Когда человек расследует такие громкие дела он и сам рискует стать фигурантом очень громкого дела. Так произошло и в случае со Скуратовым. Однажды в марте 1999 года в ночном выпуске программы «Вести» на телеканале «РТР» показали документальный фильм «Трое в постели». В нем «человек, похожий на генерального прокурора» вступал в половую связь с двумя женщинами». 2 апреля на Скуратова было заведено уголовное дело по статье за злоупотребление должностными полномочиями. В тот же день генерального прокурора отстранили от должности на период расследования уголовного дела. Скуратов утверждал, что запись была подделкой и с таким качеством опознать на ней кого-то очень сложно. 19 апреля генпрокурора отстранили от должности уже официально и бесповоротно. 

«И ночью в Кремле было незаконно возбуждено дело в отношение меня. Оно с позором завершилось ничем. Потому что там ничего не было», - скажет потом Скуратов. Оказывается, он подавал встречное заявление и просил возбудить дело о незаконном вмешательстве в свою личную жизнь, а также в оказании давления в связи со служебной деятельностью. В итоге дело по просьбе Скуратова не возбудили, но и дело в его отношении закрыли. Однако генеральным прокурором он уже не был...

«Этих женщин стало можно судить за заведомо ложный донос. Одна из них рассказывала, будто она была со мной в сауне, где мы отмечали чье-то генеральское звание. Надо было не слишком много времени, чтобы посмотреть: в то время никому генерала не давали, а мои передвижения все время фиксировались охраной и проходили вдали от всякого рода саун», - рассказывал Скуратов в 2010 году в эфире одной из радиостанций. А сам скандал с записью он не считает главной причиной своей отставки. Таковой он назвал возбуждение уголовного дела по компании Mabetex.

В 2000 году Скуратов выдвинулся кандидатом в президенты России, но за дискредитированного по телевизору политика проголосовали всего 0,43% россиян. В ноябре следующего года экс-генпрокурора избрали представителем Народного хурала Республики Бурятия в Совете Федерации, но вскоре это назначение было отозвано. Еще раз в политику Скуратов пытался войти в 2003 году на выборах в Государственную думу, но ему отказали в регистрации. 

С тех пор Скуратов на политику махнул рукой. Вскоре он стал руководителем фонда «Правовые технологии XXI века» и возглавляет его и сейчас. Являлся председателем Национального совета саморегулируемых организаций третейских арбитров и судей. Также стал работать в Российском государственном социальном университете (РГСУ). Сейчас он возглавляет там кафедру государственно-правовых дисциплин. Также у него кафедра национальной безопасности в Российском государственном университете нефти и газа имени И. М. Губкина. Еще одно место приложения сил Скуратова — Центр сотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, который работает в Бурятском государственном университете.

Таким образом, Юрий Скуратов продолжает активную общественную деятельность. В большей степени он посвящает себя сейчас науке и воспитанию молодого поколения. В этом году он отметил солидный, 70-летний юбилей, но у Скуратова до сих пор есть мечта, о которой он рассказал в интервью для сайта Алтайского филиала РАНХиГС: «Я хочу, чтобы в нашей стране господствовало уважение к закону, к Конституции, к справедливости. И над этим необходимо всем работать. Не только юристам, но и рядовым гражданам. Обязательно законодателю, т.к. многие законы вызывают удивление. Важно соблюдение законов теми людьми, за которыми мы особенно наблюдаем. Считаю важным, чтобы соблюдение права стало нормой нашей жизни. Это самая большая моя мечта».