Почти 120 млн рублей отдали мошенникам жители Вологды в 2022 году

Самый большой ущерб понес пожилой мужчина, который отдал мошенникам 3,5 млн рублей. Среди распространённых схем обмана злоумышленников: «Ваш родственник попал в беду» и «Звонок от службы безопасности банка». Однако фантазия злоумышленников не дремлет, и они придумывают новые, изощрённые способы хищения.

Почти 120 млн рублей отдали мошенникам жители Вологды в 2022 году
© Вологда.рф

К примеру, в августе этого года 44-летней вологжанке позвонил неизвестный и представился офицером воинской части, в которой служит её 19-летний сын. Мужчина сообщил, что между её сыном и командиром произошел конфликт, в результате чего юношу для продолжения службы хотят отправить в зону СВО. Чтобы не допустить этого, женщине предложили заплатить, и, не дозвонившись до сына, вологжанка перевела злоумышленнику 100 тыс. рублей.

«Мошенник говорил мягко, спокойно, и все время спрашивал, нет ли у меня того, кто сейчас находится рядом со мной. Если есть, то мне нужно было отойти в другое место. Он мне сообщил, что пообщался с моим сыном, и тот сказал, что не участвовал в конфликте, а только разнимал конфликтующих. Чтобы замять дело и спасти сына, звонивший предложил положить его в больницу. В этот момент я поняла, что ему нужны деньги. Я перевела 50 тыс. рублей. Потом он мне сказал, что разговор с командиром о том, чтобы оставить моего сына в покое, услышал медик, и нужны деньги за его молчание. Такая же сумма», - рассказала потерпевшая.

К счастью, мошенника удалось отследить и поймать. Им оказался 41-летний мужчина без гражданства, находящийся в федеральном розыске и неоднократно судимый за совершение имущественных преступлений. На момент обмана жительницы нашего города он находился в Тульской области.

По опросу вологжан, почти каждому их них приходилось сталкиваться с мошенниками, и чаще всего злоумышленники звонят по телефону. Радует то, что многие жители областной столицы знают, как себя вести с ними.

«Я не отвечаю на звонки с незнакомых номеров», - говорит Геннадий.

«Мошенники регулярно звонят, что-то спрашивают про карточки. Я сразу сбрасываю трубки. Моему мужу тоже звонят, он иногда с ними разговаривает, но он в курсе, что они не чисты на руку», - говорит Екатерина.

«Один раз мне позвонили и сказали, что мой банковский счет взломали. Я позвонила с свой банк и уточнила, так ли это, и мне ответили, что ничего с моим счетом не произошло. Чаще звонят из банков, предлагают кредитные карты. В интернете у меня был случай по программе похудения. Там нужно было внести 29 рублей, потом у меня каждую неделю списывали по 700 рублей. Я закрыла карту», - рассказала Юлия.

Однако уже выверенные правила безопасности при общении с мошенниками люди применяют не всегда. Согласно статистике, чаще «на удочку» злоумышленников попадаются пожилые люди. Но «ведутся» и молодые люди, как правило, при совершении покупки в интернете. С начала этого года сотрудники полиции приняли от вологжан 828 заявлений о дистанционных хищениях денежных средств, общий ущерб составил порядка 120 млн рублей.

135_0574.MXF_snapshot_00.03.815.jpg

«С 8 по 16 декабря мы проводили профилактические мероприятия, направленные на предупреждение дистанционных мошенничеств. Наши сотрудники полиции совместно с добровольными народными дружинами проводили поквартирные обходы, во время которых беседовали с гражданами, рассказывали им о способах мошенничества. Мы также взаимодействуем с управляющими компаниями и сотрудниками банка, которые помогают пресекать подобные преступления в те моменты, когда люди пытаются перевести деньги на счета, взять кредиты из-за поступившим им сомнительных звонков и сообщений», - рассказал заместитель начальника полиции по оперативной работе УМВД России по городу Вологде подполковник полиции Александр Морозов.

«У нас в интернете существует группа «Киберщит35», куда вологжане обращаются за помощью, когда к ним поступают предложения поучаствовать в каких-то сомнительных схемах. Всю эту информацию мы передаем в полицию. Кроме того, наши юные дружинники ежемесячно проводят профилактические акции у торговых центров и поликлиник. Председатели совета профилактики дежурят у банкоматов. У нас были случаи, когда наши дружинники помогали людям, предотвращали переводы денег мошенникам», - рассказал руководитель ВГСП «Муниципальная стража» Владимир Вересов.

«На нашу работу люди реагируют по-разному: одни игнорируют, другие сами подходят и спрашивают, если им нужна помощь. В наших листовках даны советы, как не стать жертвой мошенников. Если им следовать, то все будет хорошо», - говорит юный дружинник Мария Казмеренко.

По словам сотрудников полиции, злоумышленники подстраиваются под любую ситуацию и могут представиться кем угодно: от родственников и до сотрудников спецслужб. Среди основных способов, которые используют злоумышленники, остаются «Перевод средств на безопасный счет после звонка из службы безопасности банка» и «Звонок от родственника, который якобы попал в беду». Сообщения от злоумышленников приходят и в мессенджерах. При получении таких звонков и сообщений специалисты советуют перепроверять полученную информацию: самостоятельно позвонить в свой банк, связаться с близкими. Информацию о подозрительном звонке или сообщении следует передать в полицию по единому телефону 112 или 102.

«Мне как-то раз позвонили и рассказали, что мой племянник разбил машину. Я тут же позвонила ему, оказалось, что все неправда. Самое интересное, что у него никогда не было машины. Конечно, я вся перепугалась, вызвала полицию», – рассказала вологжанка Зоя.

«Раньше мне много раз звонил мужчина, он мне был не знаком, поэтому я всегда сбрасывала трубку», - говорит пожилая волжанка Валентина.

Специалисты банка отмечают, что частота мошеннических атак зависит от утечек информации, полученных от клиентов. Люди оставляют свои телефоны при регистрации на различных сайтах с услугами, при регистрации в социальных сетях.

«В нашем банке круглосуточно функционирует программное обеспечение по мониторингу и предотвращению мошеннических операций по переводу денежных средств без согласия клиента (атифрод-система). На особом контроле находятся операции по переводу денежных средств лицами возрастной категории. В случае, когда у сотрудника возникает подозрение, что клиент находится под воздействием злоумышленников, он действует согласно методике, разработанной специалистами отдела безопасности банка. В случае угрозы, идущие при киберплатежах, их отрабатывает специализированная программа «Антифрод», настроенная под клиентов банка», - сообщили в отделе безопасности АО Банк «Вологжанин».

По словам сотрудников правоохранительных органов, несмотря на большее количество пострадавших людей, ущерб в прошлом году был меньше. Так, за аналогичный период прошлого года мошенники обманули 1039 вологжан, ущерб составил более 100 млн. рублей. В этом году мошенники стали требовать большие суммы.