Обвинение потребовало приговорить экс-сенатора от КЧР Арашукова к пожизненному сроку
Обновлено в 13:36
Прокуратура потребовала приговорить к пожизненному сроку бывшего сенатора от Карачаево-Черкесской Республики (КЧР) Рауфа Арашукова. Как передает корреспондент Business FM, такое наказание запросила для него прокурор Мария Семененко в ходе обсуждения последствий вердикта в Мосгорсуде. В качестве дополнительного наказания гособвинение запросило ему штраф в размере 1 млн рублей.
Его отцу, экс-советнику гендиректора ООО «Газпром межрегионгаз» Раулю Арашукову, прозванному СМИ «газовым королем», гособвинитель предложила назначить пожизненный срок со штрафом в размере 1 млн рублей.
Исполнявшего обязанности руководителя Следственного комитета России по Карачаево-Черкесии генерал-майора юстиции в отставке Казбека Булатова прокурор попросила осудить на 24 года лишения свободы со штрафом в 1 млн рублей и лишением специального звания. Аналогичное наказание гособвинитель запросила для экс-начальника Центра противодействия экстремизму МВД КЧР подполковника Тимура Бетуганова. Его она также просила лишить звания полковника полиции и назначить штраф в 1 млн рублей. По мнению прокурора, бывший следователь по особо важным делам следственного управления по КЧР Андрей Филиппов должен быть осужден на шесть лет и восемь месяцев и лишен специального звания подполковника, а являвшийся директором филиала ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» в Минераловодском районе Гузер Хашукаев — на пять лет лишения колонии.
По мнению прокурора, отцу и сыну Арашуковым следует отбывать наказание в колониях особого режима, Булатову и Бетуганову — в колониях строгого режима, а Филиппову и Хашукаеву — в колониях общего режима.
Обвинительный вердикт подсудимым присяжные вынесли еще 23 сентября. Они признали виновными отца и сына Арашуковых, Казбека Булатова и Тимура Бетуганова в участии в преступном сообществе, которое с 2010-го по 2019 год похитило газ у «Газпрома» на сумму 4,4 млрд рублей на территории Карачаево-Черкесии и Ставропольского края. При этом они не посчитали Филиппова и Хашукаева участниками преступной организации, оправдав их в этой части. Жюри сочло, что двое последних заслуживают снисхождения. Остальные фигуранты его не заслужили.
Помимо этого, присяжные сочли доказанной версию обвинения о том, что Рауф Арашуков по указанию его отца Рауля Арашукова организовал в 2010 году убийства двух общественных деятелей: представителя молодежного движения черкесов Аслана Жукова и советника президента КЧР Фраля Шебзухова. Кроме того, присяжные установили, что экс-сенатор организовал заведомо ложный донос Гузером Хашукаевым и превышение служебных полномочий силовиками. Они, как утверждала прокуратура, на протяжении многих лет помогали Арашуковым избегать уголовной ответственности за совершение убийств общественных деятелей.
Ожидалось, что вскоре после вердикта пройдет обсуждение его последствий — так называемые вторые прения, в ходе которых прокуроры запросят для подсудимых сроки, после чего судья удалится на вынесение приговора. Вместо этого на протяжении уже трех месяцев в суде оглашались данные о находящемся под арестом имуществе третьих лиц, которые судья Елена Гученкова решила «освежить в памяти». По мнению защиты, это свидетельствовало о том, что «тот, кто будет принимать решение о сроках, это не прокурор и не судья». «Очевидно, что кто-то наверху принимает решение, какое наказание им назначить», — предположил ранее в беседе с радиостанцией Владимир Постанюк, адвокат Рауля Арашукова.
По делу потерпевшими был заявлен ряд исков. Так, избитый телохранителями Рауфа Арашукова в 2018 году депутат горсовета Черкесска Руслан Карданов, оперуполномоченный Рустам Жилетежев, в отношении которого было возбуждено и впоследствии прекращено дело о превышении должностных полномочий (ст. 286 УК РФ), требовали взыскать с подсудимых в счет возмещения морального ущерба в свою пользу по 3 млн рублей. Сестра Аслана Жукова Алла Камбиева настаивала на взыскании в ее пользу 10 млн рублей, а брат и жена Фраля Шебзухова требовали выплаты по своим искам 9,5 млн рублей и 20 млн рублей.
Другой участвующий в деле прокурор, Олег Лавров, просил суд удовлетворить их частично, выплатив в качестве возмещения морального вреда потерпевшим по 3 млн рублей каждому.
Иски же трех дочерних компаний «Газпрома» — «Газпром газораспределение Ставрополь», «Газпром межрегионгаз Ставрополь» и «Газпром межрегионгаз Черкесск» — на несколько миллиардов рублей прокурор предложил удовлетворить в полном объеме.
В свою очередь, представляющий интересы нескольких потерпевших Антон Гостев просил суд вынести законный и обоснованный приговор, а иски удовлетворить в полном объеме.
Комментируя запрошенные прокурорами сроки, адвокат Рауля Арашукова Владимир Постанюк заявил, что считает их неправомерными и несправедливыми. «Первая задача прокуратуры — следить за законностью. Ничего близкого с законностью здесь нет. Я считаю, что у прокурора были все основания отказаться от обвинения», — сказал он.
Защитник сказал, что защита будет в прениях сторон просить судью вынести оправдательный вердикт. По закону даже при обвинительном вердикте присяжных суд имеет на это право, указал защитник.
В ходе судебного процесса, который длился с ноября 2021 года, из подсудимых вину признал только один: Гузер Хашукаев согласился с обвинением в трех эпизодах растраты (ч. 4 ст. 160 УК РФ) и в заведомо ложном доносе (ст. 306 УК РФ).
Фигурантам, в зависимости от степени участия и роли, вменялись организация преступного сообщества и участие в нем (ч. 3 ст. 210 УК РФ), убийство (п. «а», «ж», «з» ч. 2 ст. 105 УК РФ), растрата (ч. 4 ст. 160 УК РФ), подкуп или принуждение к даче заведомо ложных показаний (ч. 4 ст. 309 УК РФ), превышение должностных полномочий (п. «в» ч. 3 ст. 286 УК РФ).
Большинство подсудимых вину отрицали. Арашуковы заявили, что их дело носит политический характер. По мнению защиты, вина фигурантов не была доказана, а в ходе процесса были допущены процессуальные нарушения, в частности защиту ущемляли в представлении доказательств.
Еще задолго до вынесение вердикта, 22 июля, Басманный суд Москвы обратил в пользу государства имущество отца и сына Арашуковых и их родственников на сумму более 1,4 млрд рублей.
Первоначально в деле было 20 фигурантов. Однако дело в отношении 14 из них, обвиняемых в хищении газа, Мосгорсуд выделил в отдельное производство. В настоящее время оно слушается Преображенским судом столицы.