СКР завершил расследование дела главы банка БКФ Ольги Миримской

Следственный комитет России завершил расследование уголовного дела председателя совета директоров банка БКФ, основателя компании «Русский продукт» Ольги Миримской, обвиняемой в даче взяток. Под занавес расследования в ее деле появился еще один, четвертый по счету коррупционный эпизод. В нем речь идет о попытке дать взятку в 700 тысяч долларов судьям арбитражного суда. В основу же нового обвинения легли показания заключившего сделку со следствием Ивана Кибальчича, мужа бывшей сотрудницы банкира Екатерины Серяковой (ныне Кибальчич), которого самого обвиняют в мздоимстве. Как и по другим эпизодам дела, фигурантка вину не признала, утверждая, что ее оговаривают.

СКР завершил расследование дела главы банка БКФ Ольги Миримской
© BFM.RU

Новое обвинение Ольге Миримской, которая уже почти год находится в СИЗО, было предъявлено в начале ноября 2022 года. Показания против нее дали арестованный летом в рамках ее же дела ресторатор Иван Кибальчич и его знакомый, бывший сотрудник Службы судебных приставов России Алексей Чевелашвили.

Оба неожиданно для следователей решили признаться в том, что выступали посредниками в попытке дать взятку в сентябре 2014 года судьям 9-го Арбитражного апелляционного суда в размере 700 тысяч долларов.

Деньги, по версии заявителей, якобы выделила банкир, для того чтобы добиться отмены в вышестоящем суде решения столичного арбитража от 12 мая 2014 года. В соответствии с ним фирмам ее бывшего мужа Алексея Голубовича отошел старинный особняк в центре города, на улице Большая Полянка д. 2/10, стр. 1, недалеко от кинотеатра «Ударник». Его стоимость оценивалась в несколько миллионов долларов.

Если верить их показаниям, за помощью в решении данного вопроса Ольга Миримская обратилась к бывшей девушке одного из своих сыновей, начальнику юридического департамента ОАО «Русский продукт» и вице-президенту банка БКФ Екатерине Серяковой. Позже она вышла замуж за совладельца ресторана «Секретное место» Ивана Кибальчича, которого, впрочем, представила начальнице как профессионального юриста.

Посредничество за 20%

Серякова, как следует из материалов дела, свела Миримскую с Алексеем Чевелашвили, который являлся завсегдатаем заведения ее будущего мужа. Встретившись с Миримской в кафе «Старбакс» на 1-й Тверской-Ямской улице (там находится здание офиса компании «Русский продукт»), Чевелашвили подтвердил возможность добиться отмены решения в апелляции и получил 26 сентября 2014 года от Миримской 700 тысяч долларов наличными через Ивана Кибальчича, говорится в обвинении. По словам заявителей, за посредничество они рассчитывали получить 20% от этой суммы. Как рассказал следователям Чевелашвили, решить вопрос с отменой решения в апелляции он рассчитывал через некоего знакомого юриста или адвоката по имени Рустам (фамилию его так и не смог вспомнить), который работал в компании «Юстина». Однако в итоге договориться не удалось, и он вернул Миримской деньги через Ивана Кибальчича.

Эти показания стали основанием для предъявления Ольге Миримской обвинения в покушении на дачу взятки в особо крупном размере (ч. 3 ст. 30 ч. 5 ст. 291 УК РФ). Обвинение в посредничестве в даче взятки (ст. 291.1 УК РФ) ни Алексею Чевелашвили, ни Ивану Кибальчичу в итоге не предъявили. Даже если это и произойдет, им, скорее всего, удастся избежать уголовной ответственности, поскольку, согласно примечанию к данной статье, лицо, добровольно сообщившее о совершении преступления и активно способствовавшее его раскрытию, освобождается от нее.

Иван Кибальчич (он был арестован в июле 2022 года за мошенническое хищение у Миримской 550 тысяч долларов, взятых им якобы для судей Пресненского суда Москвы), дав показания на банкира, таким образом выполняет условия досудебного соглашения со следствием о сотрудничестве. Это впоследствии позволит ему рассчитывать на более мягкое наказание.

Алексею Чевелашвили с учетом того, что у него имеется гражданство Испании, также вряд ли стоит опасаться ареста.

«Забытая» расписка

Кстати, последний заявил, что его неожиданному сотрудничеству со следствием, в ходе которого он решил покаяться в совершенном восемь лет назад преступлении, способствовала информация об аресте Ивана Кибальчича. То, что он и Кибальчич в октябре 2022 года подали заявления в СКР практически синхронно, Чевелашвили назвал простым совпадением.

При этом супруга Ивана Кибальчича Екатерина Серякова, которую также допросили по делу, подтвердила данные обстоятельства и даже предъявила следователям расписку от имени Алексея Чевелашвили о получении им от Миримской 700 тысяч долларов. Она заявила, что нашла ее дома уже после ареста мужа, при этом в ходе обыска у него летом 2022 года следователи ее просто не заметили.

Защита Ольги Миримской, усомнившись в подлинности данного документа, заявила ходатайство о проведении экспертизы срока давности документа, но им было в этом отказано.

Что же касается Алексея Чевелашвили, то он в ходе допроса заявил, что после того как вернул деньги Миримской через Ивана Кибальчича, просто-напросто забыл забрать у него расписку и улетел в Испанию. Чевелашвили, как выяснилось на следствии, имеет гражданство этой страны. На вопрос о том, имеет ли он гражданство Грузии, он отвечать отказался.

Ольга Миримская вину не признала. Она считает, что ее оговаривают, как и по другим эпизодам. Ей также инкриминируют два эпизода покушения на дачу взяток (550 тысяч и 500 тысяч долларов) руководству Пресненского суда Москвы за вынесение в ее пользу решения в рамках спора по разделу имущества между ней и ее бывшим мужем, экс-топ-менеджером ЮКОСа Алексеем Голубовичем. Еще один эпизод дачи взятки (ч. 5 ст. 291 УК РФ) связан с покупкой в 2016 году двух автомобилей общей стоимостью 3,2 млн рублей для подмосковного следователя Юрия Носова. Он вел дело о похищении ее новорожденной дочери. Обвинение гласит, что следователь незаконно предоставлял банкиру материалы дела. Носов также арестован. Ему вменяется получение взятки в особо крупном размере (ч. 6 ст. 290 УК РФ). Свою вину он также не признает. Ранее Миримская неоднократно высказывала позицию о том, что за ее делом стоят ее бывший сожитель Николай Смирнов, совладелец платежной системы «Золотая корона», а также ее экс-супруг Алексей Голубович. Последние ее слова никак не комментируют.

На днях обвиняемые — Миримская, Носов и Кибальчич — начали знакомиться с материалами дела, которое насчитывает более 40 томов. Судя по всему, в суд оно уйдет уже после Нового года. При этом прокуратуре, очевидно, придется ходатайствовать об изменении подсудности дела, которое должно слушаться в Пресненском суде Москвы.

Адвокаты Миримской Александр Чернов и Юлия Журавлева заявили Business FM, что не комментируют дело, так как дали подписку о неразглашении данных предварительного следствия.