Войти в почту

Суд приговорил миллиардера Зиявудина Магомедова к 19 годам колонии

Обновлено в 16:12

Суд приговорил миллиардера Зиявудина Магомедова к 19 годам колонии
© BFM.RU

Мещанский суд Москвы приговорил к 19 годам лишения свободы в колонии строгого режима со штрафом в 2,5 млн рублей основателя группы компаний «Сумма» миллиардера Зиявудина Магомедова. Как передает корреспондент Business FM, он был признан виновным в организации преступного сообщества, мошенничестве и растрате в размере свыше 11 млрд рублей. Зиявудин Магомедов по приговору суда был лишен государственных наград — ордена Дружбы и ордена Почета.

Остальные пятеро фигурантов дела также получили реальные сроки. Суд назначил им от семи и до 18 лет заключения. Так, старший брат Зиявудина Магомедова, бывший член Совета федерации Магомед Магомедов был осужден на 18 лет колонии. Подсудимый Артур Максидов получил 12 лет, Сергея Полякова и Романа Грибанова суд отправил в колонию на 12 и 10 лет лишения свободы соответственно.

Наименьший срок в семь лет заключения суд назначил Юрию Петрову. Ему участие в преступном сообществе не вменялось, а инкриминировался лишь один эпизод мошенничества. При этом братья Магомедовы, Артур Максидов и Сергей Поляков будут отбывать наказание в колонии строгого режима, а Грибанов и Петров — в колонии общего режима. В качестве дополнительного наказания всем подсудимым были назначены штрафы на сумму от 700 тысяч рублей до 2,5 млн рублей.

При назначении наказания суд учел в качестве смягчающих обстоятельств наличие на иждивении у них малолетних детей, престарелых родственников, родственников-инвалидов, наличие у самих фигурантов хронических заболеваний, их длительное время нахождение в СИЗО. Суд учел, что Зиявудин Мамогедов длительное время занимался благотворительной деятельностью, а Роман Грибанов имеет ряд наград: медаль «За Отвагу», медаль Суворова, медаль «За отличие в воинской службе третьей степени». Однако суд счел, что «исправление подсудимых невозможно от изоляции от общества».

При этом суд принял решение о конфискации имущества братьев Зиявудина и Магомеда Магомедовых, Грибанова, Полякова и Максидова, «в отношении акций и долей юридических и физических лиц», на которые в ходе следствия был наложен арест. Он был оставлен. В приговоре говорилось, что большая часть похищенных подсудимыми средств находится на счетах в зарубежных странах.

Суд при вынесении приговора удовлетворил иски трех потерпевших на сумму более 3,5 млрд рублей. Ими по делу признаны Федеральная сетевая компания (требовала взыскать 874,6 млн рублей), Объединенная зерновая компания (заявила требования на 613 млн рублей) и Комитет по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга (настаивал на взыскании 2,1 млрд рублей). Иск же Генпрокуратуры к подсудимым на 5,8 млрд рублей в интересах ряда потерпевших суд передал на рассмотрение в порядке гражданского судопроизводства. Стоит отметить, что ведомство по итогам оглашения приговора в опубликованном пресс-релизе сообщило об ущербе по делу в более чем 15 млрд рублей. При этом ранее по итогам следствия ведомство сообщало об ущербе в более чем 11 млрд рублей.

«Суд находит вину подсудимых полностью доказанной», — говорилось в приговоре.

Зачитывая приговор, судьи явно начали заговариваться. Так, одна из судей сказала, что братья Магомедовы руководили преступным сообществом «около восьми лет», хотя им вменялось совершение преступлений с 2010 по 2016 годы. Другая заявила, что Магомед Магомедов совершил «хищение» огнестрельного оружия, хотя ему это не вменялось, а инкриминировалось лишь незаконное приобретение и хранение (ст. 222 УК РФ). При этом судьи подкорректировали обвинение в этой части, исключив совершение Магомедом Магомедовым преступления группой лиц по предварительному сговору и незаконную перевозку оружия и боеприпасов.

Оглашение приговора началось 24 ноября и заняло шесть дней. Глава группы «Сумма» миллиардер Зиявудин Магомедов и его старший брат Магомед Магомедов, а также экс-глава «Интэкс» Артур Максидов были арестованы в марте 2018 года и заключены в «Лефортово». Под стражей оказались гендиректор Объединенной зерновой компании (ОЗК) Сергей Поляков, начальник департамента сопровождения бизнеса АО «ОЗК» Роман Грибанов и гендиректор ООО «Энергия-М» Юрий Петров. Их действия МВД в зависимости от роли квалифицировало как мошенничество, растрату, организацию и участие в преступном сообществе (ч. 4 ст. 159, ч. 4 ст. 160 и ч.1, ч. 2 и ч.3 ст. 210 УК РФ).

Фигурантам вменялось девять эпизодов хищений при строительстве в 2010-2016 годах крупных объектов, в частности, стадиона «Арена Балтика» в Калининграде (возводился к чемпионату мира по футболу 2018 года), аэропорта «Храброво» в Калининграде, создании искусственного участка площадью 16 гектаров у Крестовского острова в Санкт-Петербурге. Суд счел обвинение полностью доказанным. Он согласился с выводами следствия, что подсудимые совершали хищения «действуя из корыстных побуждений», завышая стоимость работ по контрактам (они финансировались из бюджета) и поставляемого оборудования.

При этом Зиявудин Магомедов и Магомед Магомедов были признаны виновными в организации преступного сообщества и руководстве им, а Максидов, Поляков и Грибанов — в участии в нем. При оглашении приговора суд исключил, что подсудимый Грибанов участвовал в преступном сообществе с использованием служебного положения, и переквалифицировал его действия с части 3-й на часть 2-ю статьи 210 УК РФ.

Подсудимому Петрову участие в преступном сообществе не вменялось. Он был осужден за один эпизод мошенничества.

В основу приговора тройка профессиональных судей положила показания свидетелей, результаты экспертиз и оперативно-разыскных мероприятий. Эти доказательства обвинения они сочли «обстоятельными и объективными», как и показания засекреченных свидетелей. В суде они выступили под псевдонимами Петров, Испанец и Повар. В приговоре говорилось, что у фигурантов имелись соучастники, которые в деле проходили под цифрами от 1-й до 8-й. Дело в их отношении выделено в отдельное производство.

«Преступная группа представляла собой жесткую вертикаль. Хищения осуществлялись под видом легальной деятельности», — указала председательствующая в деле судья Олеся Менделеева. Она отметила, что деньги от деятельности преступного сообщества перечислялись на подконтрольные подсудимым счета и «использовались по своему усмотрению».

Кроме того, Магомед Магомедов был осужден за два эпизода незаконного приобретения и хранения оружия (ч. 1 и ч. 2 ст. 222 УК РФ). Речь шла о найденных у бизнесмена дома двух пистолетах.

По словам защиты, один из них, марки Ruger, в 2011 году Магомеду Магомедову подарил исполняющий обязанности президента Республики Абхазия, второй, икрустрированный золотом и драгоценными камнями, был также подарен «уважаемым лицом» и является ювелирным изделием. Впрочем, экспертиза показала обратное. Он, как выяснилось, был передалан из пистолета системы Стечкина. Сам Магомед Магомедов, по словам его адвоката Михаила Ошерова, считал его сувениром и об этом не знал.

Свою вину подсудимые отрицали и по основным пунктам обвинения, а защита просила их оправдать. По их мнению, в деле речь шла о сугубо предпринимательской деятельности и экономических отношениях хозяйствующих субъектов.

В свою очередь прокуратура сочла их вину доказанной и требовала для фигурантов сроки от восьми до 24 лет заключения со штрафами.

Ранее, 27 мая 2022 года, Хамовнический суд Москвы изъял в доход государства 750 млн долларов — деньги, вырученные братьями Магомедовыми в 2018 году от продажи 50,1% акций Новороссийского морского торгового порта. Суд счел, что они были приобретены на коррупционные доходы, которые Магомед Магомедов получил, являясь в 2002-2009 годах членом Совета Федерации от Смоленской области.