Волгоградцам рассказали о малоизвестных преступлениях нацизма

Для преступлений против человечества нет срока давности. Огромное количество подобных преступлений было совершено в ходе Второй мировой войны германскими нацистами и их союзниками, японскими милитаристами. Они получили свою правовую оценку в ходе трех международных трибуналов, проведенных по окончании войны в городах Нюрнберге, Токио и Хабаровске. Об этих судебных процессах шла речь в ходе круглого стола, состоявшегося в Волгограде.

Волгоградцам рассказали о малоизвестных преступлениях нацизма
© Волгоградская правда

Детей закапывали заживо

В мероприятии приняли участие представители ряда учебных заведений Волгограда, ветеранского сообщества города-героя, местные архивисты, поисковики и, конечно, видные волгоградские ученые-историки.

– Наша Сталинградская область, – сказал доктор исторических наук, профессор Николай Болотов, – была представлена в материалах Нюрнбергского судебного процесса тремя случаями. Это, в частности, акт от 25 марта 1943 года о злодеяниях и казнях жителей Дзержинского района города Сталинграда.

Второй такой акт был составлен о зверствах фашистов на хуторе Вертячем Сталинградской области. Там массово уничтожали советских военнопленных, там же были совершены и многочисленные преступления против мирных жителей. Третьим был акт, датированный 5 июля 1943 года. В нем говорилось о злодеяниях фашистов в отношении мирных жителей Сталинграда.

– Страшные преступления были при этом представлены мировому сообществу, – продолжил Николай Александрович. – Возьмем хотя бы такой факт. В конце июля 1942 года гитлеровцы вошли в станицу Нижнечирскую, которая была тогда районным центром. В ней находились два детских дома. Один из них – детдом для умственно отсталых детей. В нем содержались восемьдесят два ребенка в возрасте от пяти до пятнадцати лет.

Местные жители часть из них от фашистов спасли. Но сорок семь оставшихся больных детей гитлеровцы вскоре вывезли из детдома на двух автомобилях, разрешив им взять в дорогу свои вещи и даже игрушки. Их привезли к яме, выкопанной неподалеку от станицы. Старших по возрасту детей там расстреляли, а малышей в возрасте до семи лет заживо сбросили в яму и в ней закопали.

– И таких зверств в ходе войны было совершено очень много, – отметил профессор Болотов. – Представители Великобритании и США по ее окончании не случайно предлагали казнить всех главных военных преступников без суда и следствия. Они стремились сделать это для того, чтобы не была дана правовая оценка преступлениям нацизма. И лишь по настоянию Советского Союза состоялись три судебных процесса – Нюрнбергский, Токийский и Хабаровский, на которых была дана эта оценка.

Злодеев провозгласили героями

– В чем главное отличие Токийского судебного процесса от Нюрнбергского трибунала? – задался вопросом кандидат исторических наук, главный хранитель музея-заповедника «Старая Сарепта» Владимир Шевченко. – Оно заключается в том, что главный японский военный преступник, император Японии Хирохито перед этим судом не предстал! Это было сделано во исполнение условий, выдвинутых Японией при ее капитуляции. Поэтому на Токийском процессе главным обвиняемым был не император Японии, а ее премьер-министр, который был приговорен к смертной казни через повешение.

Однако примерно через двадцать лет семерым японским военным преступникам, казненным по приговору Токийского трибунала, в Японии поставят памятники! Их провозгласят борцами за великую Японию, да и сейчас их считают героями.

Еще один важный момент. На Токийском процессе, как рассказал Владимир Шевченко, не получило освещения то, что мы сейчас назвали бы военно-биологической деятельностью японских милитаристов. Американской стороной было сделано при этом все, чтобы данная тема там вообще не поднималась. Это не устраивало ни Советский Союз, ни Китай. Именно поэтому в СССР в сороковые годы был проведен свой собственный, Хабаровский судебный процесс над японскими военными преступниками. На нем были даны правовые оценки использованию японцами бактериологического оружия, поскольку Япония широко занималась его разработками на оккупированной ей территории Китая.

Преступления без наказания

– Вслед за Нюрнбергом, – сказал замдиректора исторического парка «Россия. Моя история» Антон Лукаш, – последовал Токийский международный трибунал. Он был организован примерно по той же модели, что и Нюрнбергский. На скамье подсудимых находилась верхушка японского милитаристского общества. Иммунитет от судебного преследования получили только император Японии Хирохито и все члены императорской семьи. Власти США по ходатайству главнокомандующего оккупационными силами США в Японии генерала Макартура также предоставили такой иммунитет руководителям японской программы разработки биологического оружия. Это было сделано в обмен на их согласие предоставить американцам важную информацию о насильственных биологических экспериментах над людьми. Американцы всех этих преступников освободили от судебного преследования и затем забрали их к себе, потому что они очень много знали о бактериологических научных разработках.

А на судебном процессе в Хабаровске рассматривались преступления японских милитаристов, совершенные их секретными подразделениями «Отряд 100» и «Отряд 731». Они выясняли на практике, например, содержание воды в организме человека. С этой целью японские изверги заживо высушивали людей, специально доводили их до состояния практически скелетов! При этом людей взвешивали до высушивания и после него, чтобы выяснить количество потерянной ими жидкости.

Что творили японские изверги

Для разработки планов бактериологической войны против Советского Союза, Китая, Монголии и других государств в этих японских секретных отрядах японцы намеренно заражали советских и китайских граждан самыми тяжелыми инфекционными болезнями. Чтобы выяснить, сколько человек сможет прожить при воздействии тех или иных негативных факторов, людей, используемых в качестве подопытных животных, японцы также обваривали кипятком, варили их заживо, вырезали у них поочередно жизненно важные органы, вплоть до головного мозга, обмораживали им конечности до наступления гангрены. Их помещали в барокамеры с очень высоким давлением воздуха, фиксируя при этом их конвульсии на фотопленку.

– В ходе Хабаровского трибунала, – подчеркнул Антон Лукаш, – наши, советские судьи сурово осудили этих японских варваров. Однако запрошенные Советским Союзом у американских властей многие другие японские военные преступники не были выданы СССР. Все они затем остались живы и даже передавали свой опыт своим новым заокеанским хозяевам.

Остается добавить, что в 1993–1994 годах Верховный суд России, проверив материалы Хабаровского трибунала, отказался реабилитировать казненных.