Войти в почту

Дело миллиардера Зиявудина Магомедова вышло на финишную прямую

Процесс по уголовному делу главы группы «Сумма» миллиардера Зиявудина Магомедова, а также его старшего брата, экс-сенатора Магомеда Магомедова, и четырех предполагаемых соучастников вышел на финишную прямую. В Мещанском суде Москвы завершилось судебное следствие, а 19 октября там стартуют прения сторон, в ходе которых прокуроры запросят для фигурантов наказание.

Дело миллиардера Зиявудина Магомедова вышло на финишную прямую
© BFM.RU

К прениям сторон участники процесса смогли добраться лишь через полтора года судебного следствия, которое началось в апреле 2021 года. В ходе него допросили порядка 250 из тысячи заявленных в деле свидетелей. В течение двух дней — 30 сентября и 5 октября — шестеро подсудимых давали показания, отвергнув предъявленные им обвинения в организации преступного сообщества (ст. 210 УК), хищениях путем мошенничества в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК) и особо крупой растрате (ч. 4 ст. 160 УК).

Основные из вменяемых фигурантам эпизодов связаны с хищениями при строительстве стадиона «Арена Балтика» в Калининграде, который возводился к чемпионату мира по футболу 2018 года, строительстве аэропорта «Храброво» в Калининграде, автомобильной дороги «Чуйский тракт», с намывом участка в 16 гектаров у Крестовского острова в Санкт-Петербурге, а также с хищением у Федеральной сетевой компании. Кроме того, подсудимым вменяется хищение почти 5,5 млрд рублей при незавершенном проекте железной дороги Кызыл — Курагино, которую строила фирма «Стройновация», входящая в группу «Сумма».

Зиявудин Магомедов, его старший брат экс-сенатор Магомед Магомедов, бывший глава компании «Интэкс» Артур Максидов находятся под стражей с 31 марта 2018 года. Вместе с ними в СИЗО попали гендиректор предприятия «Энергия-М» Юрий Петров, АО «Объединенная зерновая компания» (ОЗК) Сергей Поляков, а также начальник департамента экономической безопасности ОЗК Роман Грибанов. Сумму вменяемых им с 2010 по 2018 годы хищений следствие оценило в более чем 11 млрд рублей. Сами фигуранты отвергают наличие какого-либо преступного сообщества. По их мнению, следствие вмешалось и искусственно криминализировало обычную хозяйственную деятельность.

На последнем заседании, 10 октября, суд по ходатайству прокуратуры продлил всем подсудимым срок ареста до 13 февраля 2023 года. Доводы адвокатов, которые уже даже не предлагали за своих подзащитных залог, а просили перевести их под домашний арест или освободить под запрет определенных действий, уверяя, что они не скроются, суд не принял. Не был услышан и аргумент защиты о том, что подсудимому Юрию Петрову просто нет резона бежать. Он единственный из всех, кому не вменяется статья (ст. 210 УК), которая предполагает до 20 лет лишения свободы. За один же эпизод мошенничества он может получить максимум десять лет. Более половины этого срока он уже отсидел, находясь в СИЗО, а, следовательно, уже сейчас мог бы претендовать на условно-досрочное освобождение, если бы состоялся приговор.

На последнем слушании суд по просьбе гособвинения также снял арест с 750 млн долларов, — денег, вырученных братьями Магомедовыми в 2018 году от продажи 50,1% акций Новороссийского морского торгового порта. Рекордная для России сумма была изъята Хамовническом судом Москвы 27 мая 2022 года по иску Генпрокуратуры. Надзорное ведомство доказало, что для приобретения акций порта использовались коррупционные доходы, которые Магомед Магомедов получил, являясь в 2002-2009 годах членом Совета Федерации от Смоленской области. По закону тогда он не имел права заниматься коммерческой деятельностью, но вел ее.

Снятие ареста потребовалось для обращения денег в доход государства, что вызвало негодование адвокатов. Они обратили внимание на то, что арест на имущество обвиняемых накладывался с целью возможного погашения гражданских исков потерпевших. Ими признаны Федеральная сетевая компания, Объединенная зерновая компания и Комитет развития инфраструктуры Санкт-Петербурга. Теперь же права потерпевших оказались по сути нарушены, так как остального имущества фигурантов может попросту для погашения исков не хватить. Ведь находящаяся под арестом собственность третьих лиц, например крупной логистической компании Fesco, не может использоваться для погашения исков, но, скорее всего, будет конфискована, если суд сочтет доказанной вину подсудимых по статье в организации преступного сообщества (ст. 210 УК РФ).

Ожидается, что 19 октября в прениях сторон выступят прокуроры. Они запросят наказание, которое они считают справедливым для подсудимых. После этого, 21 октября, начнут выступать адвокаты. Они будут просить подсудимых оправдать. По мнению адвоката Зиявудина Магомедова Виктории Цилюрик, вина подсудимых в хищениях доказана не была. «Убедительных доказательств вины подсудимых прокуратура не представила. Все дело вызывает у нас возмущение, а особенно вызывает возмущение обвинение в организации преступного сообщества», — сказала она.

Защитница отметила, что группа компаний «Сумма» была создана задолго до инкриминируемых подсудимым хищений, а входящие в нее фирмы занимались строительством важных объектов. Так, компания «Интекс» реставрировала Большой театр и школу имени Гнесиных. «Однако ее, наряду с Объединенной зерновой компанией, следствие называет одним из структурных подразделений преступного сообщества, притом что 51% акций той же ОЗК принадлежит государству», — отметила адвокат.

Предполагается, что прения сторон займут не одно, а как минимум три заседания. После этого подсудимые скажут последнее слово, и судья Олеся Менделеева, получившая известность после дела режиссера Кирилла Серебренникова, удалится на вынесение приговора.