Войти в почту

Переход на сторону врага в условиях военных действий предложили считать госизменой

В России предложили отнести к государственной измене действия, связанные с переходом на сторону противника в условиях вооруженного конфликта или военных действий против страны. Такой законопроект внесли на рассмотрение Госдумы депутаты от «Единой России» Василий Пискарев, Эрнест Валеев, Андрей Картаполов, Андрей Красов и Анатолий Выборный.

Переход на сторону врага в условиях военных действий предложили считать госизменой
© Парламентская газета

Законопроект, который предусматривает внесение изменений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы РФ, подготовлен в целях защиты национальных интересов России, отмечается в пояснении к документу.

Так, предлагается внести уточнение в статью 275 УК РФ для отнесения к госизмене действий по переходу на сторону противника в условиях вооруженного конфликта. В статье 208 Уголовного кодекса предложено закрепить ответственность за участие гражданина в вооруженном конфликте или военных действиях против интересов страны при отсутствии признаков госизмены.

В ней предлагается прописать, что участие гражданина РФ или постоянно проживающего в России лица без гражданства в вооруженном конфликте или военных действиях на территории иностранного государства в целях, противоречащих интересам страны, наказывается лишением свободы на срок от 12 до 20 лет со штрафом в размере до 500 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет.

Также законопроект предусматривает дополнение Уголовного кодекса статьей 275.1, вводящей ответственность за конфиденциальное сотрудничество со спецслужбами других стран для содействия им в деятельности, направленной против безопасности России. За такое сотрудничество законопроект предусматривает лишение свободы на срок от двух до восьми лет со штрафом в размере до 1 миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового. При этом под конфиденциальным сотрудничеством понимается тайное установление и поддержание контакта со спецслужбой иностранного государства, международной или иностранной организацией.

Однако человек может быть освобожден от уголовной ответственности, если он добровольно и своевременно сообщил о таком сотрудничестве с зарубежными спецслужбами и не исполнял полученное от них задание.

Кроме того, законопроектом предлагается ввести ответственность за сбор, хранение и передачу противнику сведений, которые могут быть использованы против Вооруженных сил РФ.

Также УК РФ предложено дополнить статьей 280.4, устанавливающей ответственность за публичные призывы к деятельности против безопасности РФ либо к воспрепятствованию исполнению органами власти своих полномочий по обеспечению безопасности страны. 

Такие действия, согласно законопроекту, наказываются штрафом в размере от 100 тысяч до 500 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до трех лет либо лишением свободы на срок от двух до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. Максимальное наказание за те же преступления, совершенные группой лиц по предварительному сговору либо с использованием служебного положения, либо с использованием СМИ, в том числе интернета, могут составить до шести лет лишения свободы. За те же действия, совершенные организованной группой или с угрозой насилия, в законопроекте предусмотрена максимальная санкция в виде семи лет заключения.

Помимо этого, разработчики считают нужным ужесточить ответственность за вербовку, обучение и финансирование наемников, а также их использование в вооруженном конфликте или военных действиях. Ранее такое преступление наказывалось 4-8 годами заключения с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового. Авторы законопроекта предлагают наказывать его 12-18 годами заключения с ограничением свободы на срок от одного до двух лет либо без такового. 

Те же действия, совершенные с использованием служебного положения или в отношении несовершеннолетнего, предложено наказывать сроком от 12 до 20 лет со штрафом в размере до 500 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет либо без такового.

«Принятие предусмотренных законопроектом изменений будет способствовать повышению эффективности системы выявления, предупреждения и пресечения преступной деятельности, осуществляемой в целях подрыва основ конституционного строя, обороноспособности страны и безопасности государства», — говорится в пояснительной записке к документу.

Отзыв кабмина

Правительство подготовило отзыв на законопроект, в котором представило ряд замечаний. Так, часть 3 статьи 280.4 УК РФ, оговаривающей ответственность за публичные призывы к деятельности против безопасности РФ, устанавливает повышенные меры ответственности за преступления, в том числе совершенные с угрозой применения насилия, говорится в представленном отзыве. 

Кроме того, санкции частей 1 и 2 статьи 359 УК РФ, устанавливающие одинаковые нижние пороговые значения наказания в виде лишения свободы (от 12 лет) за разные по степени общественной опасности действия, требуют корректировки, считают в кабмине.

«Отдельные положения законопроекта содержат оценочные и формально не определенные термины, в частности „противник“ (статья 276 УК РФ) и »деятельность, направленная против безопасности Российской Федерации» (статья 280.4 УК РФ), что не отвечает конституционным требованиям ясности, определенности и недвусмысленности правовых норм. Более того, поскольку субъектом преступления, предусмотренного статьей 276 УК РФ, является иностранный гражданин или лицо без гражданства, использование термина «противник» в проектируемой редакции данной нормы представляется не вполне обоснованным», — отметил в отзыве вице-премьер — руководитель аппарата Правительства Дмитрий Григоренко.

По его мнению, эти замечания необходимо учесть при рассмотрении законопроекта в Госдуме.

Как заявил «Парламентской газете» глава Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарев, комментируя внесенный законопроект, необходимо преодолевать возникающие угрозы национальной безопасности страны. По его словам, Запад развернул против России «гибридную войну», которая включает в себя «и санкции, и преследование журналистов, и накачивание Украины всеми видами оружия, и неприкрытое склонение» российских граждан к сотрудничеству с зарубежными спецслужбами». Эти вызовы не могут остаться без ответа, отметил он.