В деле сочинского застройщика Анзора Пруидзе прокуроры не поняли друг друга

Хостинский районный суд Сочи вынес приговор по делу сочинского застройщика Анзора Пруидзе. Его и еще пятерых подсудимых обвиняли в хищении путем мошенничества более 3,4 млрд рублей при строительстве ЖК «Туапсинский», а также апарт-комплексов «Фазотрон» и «Горизонт» у 949 дольщиков. Однако суд счел доказанным хищение лишь на 1 млрд, признав потерпевшими 165 человек. По приговору реальное наказание в виде семи лет колонии получил лишь основной фигурант.

В деле сочинского застройщика Анзора Пруидзе прокуроры не поняли друг друга
© BFM.RU

Незадолго до вынесения приговора в деле произошел скандальный поворот. В ходе прений сторон 14 марта прокурор отказался от наиболее тяжкого обвинения Анзора Пруидзе а также подсудимых Дениса Гринева, Зураба Хоравы, Андрея Хрипкова, Виктории Викленко и Татьяны Бородкиной в организации и участии в преступном сообществе (ст. 210 УК РФ). По этой статье им всем грозило до 20 лет заключения.

Отказ от обвинения

Гособвинитель, в частности, указал, что в ходе разбирательства не были доказаны признаки преступного сообщества. По его словам, согласно примечанию к этой статье, учредители и руководители юрлица не подлежат уголовной ответственности за исключением случаев, когда эта организация была создана для совершения тяжких и особо тяжких преступлений. Обвинение же по второму пункту — в мошенничестве в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК РФ) прокурор поддержал.

Судья Владимир Сидоров 16 марта прекратил дело в этой части «за отсутствием в их действиях состава преступления». Фигурантам разъяснили право на реабилитацию.

После этого процесс забуксовал. Произошло это потому, что заместитель прокурора края Алексей Полубояров направил апелляционное представление в Красноярский краевой суд, требуя отменить решение, принятое судом по просьбе его подчиненного. Он счел, что суд «ошибочно интерпретировал» заявление гособвинения как ходатайство о прекращении дела. Однако позже Полубояров свое представление отозвал.

Это не первое дело Анзора Пруидзе. В июне 2019 года девелопер уже был осужден на пять лет колонии Центральным районным судом Сочи за махинации при строительстве жилого комплекса «Горки» и торгового центра «Привокзальный» с причинением ущерба в 217 млн рублей. Этот срок бизнесмен уже отсидел в ходе следствия и судебного процесса. Однако он не смог выйти на свободу, так как сразу же сел на скамью подсудимых по аналогичному второму делу.

Виражи уголовного дела

Второе дело было связано с хищениями, которые, по мнение следствия, имели место в 2013-2018 годах при сборе средств на строительство ЖК «Туапсинский» и апарт-комплексов «Фазотрон» и «Горизонт». Дома достроены не были, в связи с чем все собранные с покупателей деньги в размере 3,4 млрд рублей СК счел хищениями.

Фигуранты вину отрицали, утверждая, что именно по вине следствия и была парализована стройка, так как счета застройщика арестовали. В противном случае дома бы давно достроили. В октябре 2020 года Арбитражный суд Краснодарского края признал владельца и гендиректора строительной компании «Юг-строй» Анзора Пруидзе банкротом. Защита связывала его уголовное преследование с переделом строительного рынка в Сочи при поддержке силовиков, действующих в интересы других крупных строительных игроков.

Когда дело в июле 2021 года оказалось в суде, тот не стал его рассматривать, вернув его прокурору, а фактически на доследование. Однако прокуратура добилась отмены этого решения в Краснодарском краевом суде. Заново процесс стартовал в октябре 2021 года.

Из 949 потерпевших более 100 официально ранее написали заявления, что не считают себя таковыми, направив в суд и Генпрокуратуру соответствующие телеграммы и письма.

В итоге, согласно сообщению Объединенной пресс-службы судов Краснодарского края, потерпевшими по делу Хостинский районный суд Сочи признал лишь 165 человек из разных регионов России, а ущерб от действий подсудимых суд оценил почти в 1 млрд рублей, то есть в три раза меньше, чем фигурантам вменялось изначально.

За мошенничество в особо крупном размере суд назначил Анзору Пруидзе шесть лет лишения свободы в колонии общего режима со штрафом в полмиллиона рублей, а по совокупности с первым приговором окончательное наказание определил в семь лет с тем же штрафом.

Отбытые сроки

Поскольку девелопер находится в СИЗО с 2018 года, а один день там приравнивается к полутора дням в колонии общего режима, то получается, что в настоящее время он уже отсидел большую часть наказания — 6,5 года колонии — и уже через полгода сможет выйти на свободу.

Зурабу Хораве и Андрею Хрипкову суд дал три года лишения свободы условно, а Виктории Викленко и Татьяне Бородкиной — назначил на полгода меньше каждой. Они находились под подпиской о невыезде.

Денис Гринев был осужден на один год и одиннадцать месяцев в колонии общего режима. Однако и он это наказание отсидел, находясь в СИЗО и под домашним арестом в ходе следствия и судебного процесса. Поэтому суд освободил его от отбытия срока.

Поскольку приговор оказался довольно мягким, адвокат Анзора Пруидзе Андрей Попов сказал, что решение о возможности обжалования приговора он примет после консультации со своим доверителем. «Решение будет принято после того, как мы изучим приговор, который изложен на 250 страницах», — сказал Business FM защитник. Адвокат Татьяны Бородкиной Вадим Лебедев высказал аналогичную позицию. По закону в течение десяти дней приговор может оспорить и прокуратура.