Апелляция снизила сроки полицейским, подбросившим наркотики Голунову

Первый апелляционный суд смягчил приговор пятерым бывшим сотрудникам отдела по контролю за оборотом наркотиков управления МВД по Западному округу Москвы, осужденным за подброс наркотиков журналисту Ивану Голунову. Как сообщил Business FM адвокат осужденного Дениса Коновалова Алексей Губкин, четверым подсудимым вышестоящий суд снизил сроки на полгода, а одному — Акбару Сергалиеву — на девять месяцев.

Апелляция снизила сроки полицейским, подбросившим наркотики Голунову
© BFM.RU

Таким образом, оперативник Денис Коновалов проведет в колонии общего режима вместо пяти лет четыре с половиной года. Его бывшие коллеги Роман Феофанов и Максим Уметбае вместо восьми лет семь с половиной лет, а Акбар Сергалиев — семь лет и три месяца заключения. Организатор преступления — подполковник Игорь Ляховец — отсидит 11,5 года вместо 12.

«Гражданский иск потерпевшего на сумму 5 млн рублей суд направил на новое рассмотрение в порядке гражданского судопроизводства», — сказал Алексей Губкин.

Ранее суд первой инстанции полностью удовлетворил этот иск, обязав каждого подсудимого выплатить Ивану Голунову в качестве компенсации морального вреда беспрецедентные суммы по 1 млн рублей.

С учетом времени, проведенного под домашним арестом и в СИЗО, Денис Коновалов сможет, по словам его защитника, претендовать на условно-досрочное освобождение уже в 2022 году, в отличие от других фигурантов. Алексей Губкин так прокомментировал исход дела в апелляции:

Алексей Губкин адвокат Дениса Коновалова «Лучше, чем было, но не так, как хотелось бы. Мы более или менее довольны. Мы, наверное, не будем обращаться в кассацию, но другие фигуранты, я думаю, будут обязательно».

Защитник главного обвиняемого — бывшего начальника отделения по борьбе с незаконным оборотом наркотиков УМВД по ЗАО Игоря Ляховца Инесса Павленко подтвердила данное предположение.

Она подчеркнула, что защита намерена добиваться вынесения Ляховцу оправдательного приговора, выразив удовлетворение отменой его в части выплаты по гражданскому иску. По мнению Павленко, иск Ивана Голунова должен подаваться к государству за незаконное уголовное преследование.

Инесса Павленко защитник главного обвиняемого Игоря Ляховца «Мы, безусловно, не согласны с приговором и с постановлением суда второй инстанции. Мы просили приговор отменить и оправдать Ляховца. Я предполагаю, что мой подзащитный будет обжаловать его в кассационном порядке. Что касается иска, то он теперь будет рассматриваться в рамках гражданского кодекса. Для данной категории исков предусмотрен совершенно другой способ защиты [прав], поскольку иски о возмещении морального вреда, который был причинен незаконным уголовным преследованием, предъявляются к казне РФ, которую представляет распорядитель бюджета (Минфин. — BFM). Поэтому мы считаем, что у Голунова был неверный способ защиты его права. Кроме того, Мосгорсуд в приговоре не указал ни одну норму права, на основании которой он удовлетворил иск, и не привел доводы, обосновывающие размеры требований».

Несмотря на то что осужденным были несколько снижены сроки, потерпевшего это не расстроило. Вот что он сказал после процесса:

Иван Голунов журналист «Я считаю, что сотрудники полиции, совершившие преступление, понесли неотвратимое и заслуженное наказание. В этой части я полностью удовлетворен. Я очень надеюсь, что работа над установлением заказчика ведется, и я верю, что она скоро будет заершена с положительным результатом».

Что касается гражданского иска, то, по словам Голунова, он бы все же хотел возместить моральный вред и сделать это не за счет средств государства, а именно за счет причинителей вреда. Репортер отметил, что в связи с участием в уголовном деле, процессе и апелляции он был вынужден меньше работать. «Эта ситуация, которая произошла три года назад, довольно сильно изменила мою жизнь», — сказал журналист, которому даже была предоставлена госзащита. Вопрос о том, снята ли она сейчас, Иван Голунов предпочел оставить без ответа.

Процесс в апелляции проходил в закрытом режиме из-за того, что на деле стоит гриф «секретно». Рассматривать апелляционные жалобы суд начал 2 марта, что заняло три заседания. Первоначально же слушания были назначены на ноябрь 2021 года, однако неоднократно переносились по разным причинам.

На втором слушании, 9 марта, позицию по делу высказал прокурор, который просил оставить приговор без изменения, а апелляционные жалобы — без удовлетворения. Ранее аналогичную просьбу озвучил потерпевший Иван Голунов. На заседании 16 марта последнее слово сказал подсудимый Роман Феофанов, после чего суд удалился на вынесение решения.

Приговор по громкому делу

Приговор обжаловали все фигуранты. Так, адвокат единственного полностью признавшего вину и получившего пять лет лишения свободы оперативника Дениса Коновалова Алексей Губкин просил апелляцию смягчить осужденному наказание, исключив превышение должностных полномочий. Подброс наркотиков и фальсификацию доказательств Коновалов признавал.

Оперативник Максим Уметбаев просил суд второй инстанции переквалифицировать его действия с части 3 статьи 286 УК РФ («превышение должностных полномочий с применением насилия») на часть 1 той же статьи. Она предусматривает более мягкое наказание. В остальной части он просил судей его оправдать. Уметбаев признал вину лишь в том, что «дал пощечину» Голунову.

Остальные фигуранты — бывший начальник отделения по борьбе с незаконным оборотом наркотиков УМВД по ЗАО Игорь Ляховец и его экс-подчиненные оперативники Роман Феофанов и Акбар Сергалиев — просили полностью их оправдать.

Изменяя осужденным приговор, судьи апелляционной инстанции исключили осуждение Акбара Сергалиева по ч. 2 ст. 228 УК РФ (незаконное хранение наркотических средств без цели сбыта в крупном размере). Именно этим объясняется то, что ему срок был снижен больше, чем другим.

Мосгорсуд 28 мая 2021 года приговорил пятерых бывших сотрудников полиции к срокам лишения свободы от пяти до 12 лет в колонии общего режима. Они были признаны виновными в превышении должностных полномочий, фальсификации результатов оперативно-разыскной деятельности (ОРД), а также в незаконном приобретении, хранении и перевозке наркотических средств (п. «а», «б», «в» ч. 3 ст. 286, ч. 4 ст. 303, ч. 2 ст. 228 УК РФ).

Суд установил, что оперативники задержали специального корреспондента «Медузы» (признана СМИ-иноагентом) Ивана Голунова 6 июня 2019 года в районе метро «Цветной бульвар». Они положили ему в рюкзак пять пакетиков синтетического наркотика (всего 7,18 грамма). Прибыв в квартиру журналиста на Вешняковской улице, в ходе обыска полицейские подбросили на шкаф электронные весы и еще два вида наркотиков: помимо 0,37 грамма синтетического вещества это был кокаин, расфасованный по трем пакетикам (всего 5,42 грамма).

Голунову предъявили обвинение в покушении на сбыт наркотиков в особо крупном размере (ст. 30, п. «г» ч. 4 ст. 228.1 УК). 8 июня 2020 года Никулинский суд столицы отправил его под домашний арест, отклонив просьбу следствия о заключении в СИЗО. На фоне широкой общественной кампании и по результатам комплексных экспертиз 11 июня обвинения с журналиста сняли, а его освободили. Разразившийся скандал стоил места главе управления по борьбе с наркотиками ГУ МВД по Москве Юрию Девяткину и начальнику УВД по ЗАО Андрею Пучкову.

Сам Голунов связывал задержание со своими публикациями. Дело в отношении заказчиков выделили в отдельное производство, их установить не смогли.