Войти в почту

Как произошел первый угон пассажирского самолета в СССР

Уроженец Литвы пронес на борт револьверы, обрез и гранаты. Несмотря на меры безопасности, воздушным пиратам время от времени улыбается удача. Кто совершил первый в СССР угон пассажирского самолета? Почему спецназ обвинили в гибели пассажиров Boeing 737 на Мальте? Требования террористов Рейс Батуми — Сухуми должен был состояться 15 октября 1970 года. В первом ряду салона сидел мужчина в военной форме, рядом — подросток. Оба заметно нервничали. Военный протянул 19-летней стюардессе Надежде Курченко конверт и потребовал передать его командиру. Экипаж состоял из пяти человек: два пилота, штурман, бортинженер и стюардесса. В конверте лежал приказ от лица некоего генерала Крылова выключить радиосвязь и лететь в Турцию. Мужчиной в форме был уроженец Литвы Пранас Бразинскас. Он решил угнать самолет, чтобы сбежать из СССР с сыном Альгирдасом. «Это был первый известный общественности успешный случай захвата самолета», — говорит публицист, авиационный эксперт Михаил Вахнеев. Первая и единственная жертва Когда Курченко с конвертом пошла в кабину, Бразинскас-старший занервничал. Он выхватил из сумки револьвер и ринулся вслед за девушкой. «Стюардесса успела предупредить пилотов и пыталась помешать вооруженному человеку попасть в кабину», — рассказывает Михаил Вахнеев. Пранас Бразинскас убил Надежду Курченко двумя выстрелами в упор. Его 15-летний сын в этот момент открыл огонь из ружья поверх голов пассажиров. Семья пронесла на борт револьверы, обрез и несколько гранат. До трагедии в СССР пассажиров и их багаж не досматривали. В самолеты пускали по билетам, не требуя паспорт, а дверь в кабину пилотов часто оставалась открытой. Посадка и арест После убийства стюардессы террористы начали беспорядочную стрельбу, сделав 24 выстрела. «Был ранен командир воздушного судна, бортинженер и штурман. Второму пилоту повезло. Когда Бразинскасы стали стрелять в пилотов, пуля попала в металлическую дужку сиденья», — отмечает Михаил Вахнеев. Террористы угрожали взорвать самолет в случае неповиновения. Терять им было ничего. Пранас отсидел несколько лет за хищение, после освобождения занялся незаконной торговлей в Узбекистане и попал в разработку спецслужб. Бегство из страны казалось единственной возможностью избежать нового срока. Пилот посадил самолет в турецком Трабзоне. В аэропорту захваченный борт уже ждали полицейские. «Террористы были задержаны. Всех пассажиров отправили обратно в Советский Союз. Через некоторое время было переправлено и воздушное судно с телом погибшей бортпроводницы», — делится выпускник Краснокутского летного училища гражданской авиации Алексей Игнатьев. Возмездие для преступников Бразинскасы попросили политическое убежище, за угонщиков вступились американские сенаторы. Турция не стала выдавать террористов, и они отсидели в местной тюрьме два года, после чего вышли по амнистии. Угонщики обосновались в США, но в 2002 году сын убил отца. «Бразинскас-старший с каждым годом все больше одолевался манией преследования. Ему казалось, что за ним следят агенты КГБ. Он стал очень нервным и пристрастился к алкоголю. Во время одной из посиделок с сыном между ними вспыхнул конфликт. Бразинскас-младший убил своего отца», — комментирует Михаил Вахнеев. За убийство Альгирдас Бразинскас получил внушительный срок. Надежду Курченко посмертно наградили Орденом Красного Знамени, а в Сухуми отважной стюардессе установили памятник. Девушка стала единственной жертвой первого в истории СССР авиаугона. Правила авиационной безопасности были серьезно ужесточены.

Как произошел первый угон пассажирского самолета в СССР
© ЧП Столица