Войти в почту

Подросткам из Канска вынесли приговоры. 16-летний Никита Уваров получил пять лет колонии

Канским подросткам вынесли приговор. 16-летний Никита Уваров получил пять лет колонии. Двум другим фигурантам дали по три и четыре года условно, так как они сотрудничали со следствием.

Подросткам из Канска вынесли приговоры. 16-летний Никита Уваров получил пять лет колонии
© BFM.RU

В СМИ это дело известно прежде всего по намерениям подростков взорвать здание ФСБ в компьютерной игре Minecraft, но осудили их не за это. Впрочем, некоторые эксперты все равно считают приговор слишком суровым.

Не погруженному в детали наблюдателю может показаться, что пять лет колонии подросток получил за планы что-то взорвать в компьютерной игре. Это не так. В планировании взрыва здания ФСБ в Minecraft молодых людей даже не обвиняли. Изначально 14-летних школьников задержали за расклеивание оппозиционных листовок на реальном здании ФСБ в Канске.

Стали изучать их переписку, где и всплыли подробности про Minecraft, а еще обсуждение взрывчатки и самодельного оружия. И, как утверждает следствие, обсуждением дело не закончилось: «Подростки самостоятельно изготавливали взрывчатые вещества и взрывные устройства и отрабатывали их применение на практике в заброшенном доме». О том, что «парни не отрицают, что химичили с селитрой», говорил и глава правозащитной группы «Агора» (межрегиональная юридическая ассоциация «Агора» была признана иноагентом и ликвидирована в 2016 году) Павел Чиков. Однако, по словам Чикова, ни одного устройства у них изъято не было. Защита подростков также настаивает на том, что самодельные петарды ребята делали, но о терроризме не думали. Дело слушалось в закрытом режиме и поэтому к приговору остается масса вопросов, говорит главред телеграм-канала «Борус» в Красноярске Виктор Самусенко:

Виктор Самусенко главред телеграм-канала «Борус» в Красноярске «Адвокатам ничего рассказывать и распространять тоже ничего не разрешается, погрузиться в материалы дела мы не можем. Вообще, канские мальчишки, несколько интервью выходило с ними в последнее время, вызывают скорее такое отеческое, может быть, понимание того, что они действительно где-то, может быть, хулиганили, действительно интересовались пиротехникой. Но, если честно, все это выглядит примерно как из нашего детства. Действительно, были от этого в нашем детстве и травмы, но все-таки это воспринималось всегда как детская шалость, а не как попытка, собственно говоря, что-то системное взорвать».

За изготовление и хранение двое приятелей Никиты Уварова получили три и четыре года условно. По эпизоду «обучение терроризму» друзей Уварова освободили от наказания за сотрудничество со следствием. Уваров же подписать признание отказался и по совокупности получил реальный срок пять лет. Это еще одни узкий момент этого дела. Защита Уварова настаивает, что все обвинения строятся только на показаниях его приятелей. А друзья, получившие условку, позже отозвали свои показания и заявили, что оговорили товарища под давлением следствия. Главред политического портала kreml.org, сотрудник Фонда эффективной политики Павел Данилин считает приговор канским подросткам обоснованным:

Павел Данилин главред политического портала kreml.org, сотрудник Фонда эффективной политики «Они занимались хранением, приобретением взрывчатки и подготовкой к проведению террористических актов. Именно поэтому в отношении одного из организаторов этого всего вынесен реальный приговор — пять лет, а остальные отделались условными сроками. На самом деле, хорошо, что ФСБ занимается мониторингом и предотвращением таких преступлений. Гораздо хуже, если бы эти преступления были реальны, и я думаю, что условный срок для таких подростков будет хорошим уроком».

Изначально против школьников возбудили уголовное дело по более серьезной статье — об участии в террористическом сообществе, однако его в итоге закрыли за отсутствием состава преступления.

Но все равно приговор — пять лет тюрьмы подростку — очень жесткий, комментирует адвокат Адвокатской палаты города Москвы Светлана Сидоркина:

Светлана Сидоркина адвокат Адвокатской палаты города Москвы«Сам по себе факт привлечения к уголовной ответственности за такого рода действия подростков, я считаю, что это слишком суровое наказание. У нас нормы Административного кодекса содержат достаточно норм для того, чтобы можно было за такого рода действия привлечь к какой-либо ответственности, но не привлекать к уголовной ответственности. Я думаю, что по делу канских подростков адвокаты тоже говорили о том, что мотива на совершение преступления, а это обязательное требование квалификации данных преступлений, его не было».

В последнем слове фигурант дела Уваров, осужденный на пять лет, заявил, что в случае назначения реального срока он будет отбывать его «с чистой совестью и достоинством». Ранее он рассказывал об угрозах и давлении со стороны силовиков, в том числе в отношении его матери. Об этом писала «Новая газета».